Наличие экзальтации зависит также и от степени подготовки, если человек сосредотачивает внимание не на Благодати, а на результатах Ее соматического воздействия, то он может и сам, таким образом, организовать себе экзальтацию, и это очень распространено даже в православии, даже когда благодать есть Благодать.
А к видению своего лукавства и нечистоты добавляется также надежда и уверенность в том, что это будет преодолено, потому что Благодать несет в себе знание, что "с Богом все возможно". ИМХО, благодать содержит в себе Ум, который и предлагает нам познать, когда посещает нас, чтоб мы потом могли сказать с апостолом: "А мы имеем Ум Христов". А мы отказываемся принять этот Ум, и принимаем только психо-соматическое влияние, умиление и спокойствие, не хотим познать, что мы больше, чем плоть, подсознательно не хотим стать больше и превзойти всю эту нескончаемую битву Армагедона, просто предав себя Богу всецело - это и будет первой и самой важной Победой; поэтому и благодать часто нас оставляет, опять же ИМХО. Мне кажется, нам нравится эта битва, мы подвержены влиянию страсти сражения, и не жаждем настоящего, устойчивого и постоянного Мира. От благодати не столько ищем изменения ума и полного освобождения, сколько временного умиления, ощущений, спокойствия и мира, и потом опять апостасии, и потом опять Благодати
. Это подсознательная иллюзия, которую, как мы подсознательно верим, что желаем сохранять, но мы - дети Мира Божия, хоть и согрешили, поэтому, наше истинное желание - предать себя Богу всецело. Но эти "сражения", наверное на некоторой стадии, неизбежны, а есть и более того.