Почему человек решает, что он приходит к Господу? Именно к Господу? Что он понимает, ощущает, видит, слышит - на самом деле? Чьи руки его касаются?.. Это не праздные вопросы. Очень легко перепутать, принять подмену или отказаться от большего ради меньшего.
ОБ ОЩУЩЕНИЯХ № 1Попробую подойти с другого конца.
У каждого ведь есть опыт, который получен в реальной жизни. И он разный (но все равно без выхода на вероучительные понятия мне не обойтись).
Моя особенность (я четко осознаю, что отличаюсь в этом от других ) - что
имею опыт состояний, как неких самостоятельно функционирующих реальностей, не имеющих конкретной причины, не соотносящихся с реальной картиной жизни.
Это то, что в психологии называется "отвязанное содержание сознания". Я уже делилась ранее опытом проживания душевной боли, поиском ей обоснования и смысла. В реальности это было невозможно (все вроде было хорошо), поэтому пришлось "заглубиться" и то ли выдумать, то ли действительно докопаться до скрытых смысловых пластов жизни.
Вот есть "состояние" я его проживаю, ищу ему обоснование и смысл и через это двигаюсь дальше (хотелось бы думать, что дальше).
Я ведь потом нашла даже греческий термин, соответствующей моему тогдашнему состоянию.
КАТАНИКСИС - сосредоточенно принимаемая боль души.
По характеристике Аверинцева это: "мука сосредоточенного духовного пробуждения, когда душа словно вырывается из силков "мира", обдирая на себе кожу" (мое проживание, конечно, не так красиво, из "силков мира" я не выдираюсь).
Вот это "состояние" - это реальность жизни теперь. Оно найдено не в христианстве, но оно вывело на христианство, на Христа. Понятие несения креста - оно для меня знакомо было по прожитому. Оно очень помогает по жизни - вот и здесь в теме реально помогает.
Прочитаешь чей-нибудь пост и шагом марш туда - в катаниксис. Побудешь там и еще спасибо скажешь автору поста, что дал возможность пожить этим. Правда все реже для меня такая возможность открывается - не получается обижаться.
Катаниксис - это для меня область соединения с Господом. Она для меня несомненна по своему христианскому содержанию.
Всем рекомендую это средство.
Можно было бы его как-нибудь обозвать "несением креста", или там "сораспятием". Но принципиально против. Возвышенные слова слишком обязывают.