Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 169008 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #165 : 03 Ноябрь 2010, 14:16:00 »
Просто посушить ум в подобном формате общения, по существу своему подразумевающем обмен мнениями...
Хотел сказать, что не все подлежит осмыслению и обсуждению... или не все йогурты(читай терки) одинаково полезны...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #166 : 03 Ноябрь 2010, 15:47:25 »
Цитата: Леонид
Обычный ум человека, размещённый в голове, видит себя полным хозяином положения и, как ему кажется, является единственным выразителем человеческой личности.

При научении этого "головного" ума опущению в сердечную область и укоренении его там, он приобретает новые свойства, одни из важнейших - тишина его, а также полнота внешнего внимания.

При этом место, освобождённое умом в голове, имеет шанс заместиться Христовым Умом, который и предназначен Создателем пользоваться в полной мере и объёме супер-компъютером мозгом, проявляя при этом всю Полноту раскрытия человеческой личной Индивидуальности в режиме "неслиянно-нераздельно".

Другими словами, личность человека приобретает "в собственность" самого Господа Христа, который и совершает преображение падшего человека в нового Адама.

Тут, действительно, есть сходство с Аполлинарием. Идея замещения человеческого ума на божественный. Аполлинарий как раз этому и учил - что Христос, как человек, во всем как мы, кроме ума. Что Он воспринял человеческую душу без ее верхней умной части (нус), которая заместилась в Нем Логосом.

Это сложная тема, которая важна для понимания возможности приобретения свойства всеведения. В Писании  утверждается, что есть особая область знания, о которой не знают ни ангелы, ни даже Сын (!), но только Отец.

Это я к тому вопросу, насколько ум Христов выводит на всеведение. Даже обоженный человеческий ум не всеведущ. Христос был всеведущ не по качеству своего человеческого ума (хоть и обоженного), а по своему Божеству - по взаимопереходу человеческих и божественных свойств в Его Ипостаси. 

Цитата: иеромонах Дионисий
Если мы христиане, то во Христе, и пользуемся Его благами, в том числе и всеведением - пониманием вещей,сотворенных Богом.

Всеведение - то благо, что от Отца. Доступ к этому дает Сам Христос, а не так, чтобы это было неотъемлемое свойство Его ума.

Не знаю, нужно ли здесь рассуждать об этом. Ведь на данном этапе это вещь теоретическая. Но, на мой взгляд, это знание (знание сложных догматических тонкостей) тоже просвещает.

« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2010, 15:59:57 от Elena »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #167 : 03 Ноябрь 2010, 15:54:17 »
Цитировать
что Христос, как человек, во всем как мы, кроме ума.

http://video.yandex.ru/users/geolinn/view/178/user-tag/мультфильм/  :-) эт точно!
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #168 : 03 Ноябрь 2010, 16:05:23 »
Цитата: иеромонах Дионисий
Христос есть Слово Божественного Ума - Бога ( В начале бе слово ...). Потому Ум Христов есть Бог.

Если мы причастны Христу, то мере причастности имеем и Христов Ум, Бога.

И вот здесь ножницы получаются в способе употребления слов.

Цитируемое - сильный образ. Правильный (мне так кажется). А если препарировать вероучительным ножом, то есть к чему придраться по части терминологии (здесь в начале была уже затронута тема терминологии).

Я сейчас читаю, как Максим Исповедник "прочитывал" Григория Богослова (много Амбигв - это размышления Св.Максима на темы св.Григория).

Удивительно - св.Григорий выдает поэтический свободный поток, но этот свободный поток до мельчайшей детали чист в вероучительном отношении.

А св.Максим из одного краткого абзаца затем творит целый богословский трактат. Это опять я выхожу на тему традиции как особой духовной общности людей.
 
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2010, 16:26:14 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #169 : 03 Ноябрь 2010, 16:12:33 »
Цитата: прозелит
Елена, имхо в акте "называния" проявилось "прямое знание" Адамом самой сути называемых им. Что происходило именно в не-различении, т.е. в прямом прозрении сокровенной сути называемого.
Оттого и имена он давал, отражающие самую сущность.

Бог дал Адаму возможность творить, наделяя именами, и это было внеинтеллектуальное занятием, без участия двойственного мышления.
Имхо.

Тогда это не называется "дать имена". Это получается пассивное созерцательное уяснение логосов сущих (тех, что Бог помыслил о твари еще прежде творения). Но ведь в эпизоде называния имен Сам Бог имеет интерес к тому, как человек назовет вещи. Это какая-то творческая деятельность, какое-то художество. Даже м.б. добавление чего-то своего.

Ну вот можно видеть, как художник картиной называет тот или иной предмет. Когда не просто мысль о вещи, а ее личное неповторимое отображение.  А еще бывает художество добродетели...

Само понятие "дать имена"  - это дело творчества, к которому мы призваны. Бог, чтобы назвать свет, сотворил небо, а чтобы назвать тьму - сотворил ночь. Как найти, что же нам-то творить..
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2010, 16:47:20 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #170 : 03 Ноябрь 2010, 16:57:17 »
Цитата: иеромонах Дионисий
Состояние просвещения, как результат соединения со Христом

Это определение универсальное, все вмещает.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #171 : 03 Ноябрь 2010, 20:50:55 »
Вот!!!! Наконец-то дождалась. СОЗНАНИЕ!!!!. Мне всегда хотелось об этом говорить. Что не умом мы концентрируемся в районе сердца, а сознание наше опускается туда, тогда как ум остается на своем месте. Сознание и контролирует околосердечное пространство фиксируя мелкие нюансы приходящих помыслов. Это сознание может заставить " не тарахтеть" ум...Роль сознания велика в деле молитвы, но поскольку у нас с терминологией "ум и сознание" туговато, и вечная путаница, и как следствие, непонимание друг друга, хотелось бы выслушать Вам о. Дионисий.

не зная на счет терминологии видел такое...внимание перемещается, сознание(осознаваниея в голове стоит) например внимание спустилось в живот и видит импульс который исходит...сознание в голове осознает его...как доминанту в гамме(первичный смысл к которому все остальное притягивается)...потом импульс проходя через другие центры...например грудь вносит дополнительные коррективы...приятный или неприятны импульс итд. а потом в ходит в голову и ты его переживаешь...и сознание видело все что прилепится к этому импульсу еще в начале...возможно все эти диссонансы уже заложены в сам импульс, а только развертываются в пути...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #172 : 03 Ноябрь 2010, 21:40:02 »
Тут, действительно, есть сходство с Аполлинарием. Идея замещения человеческого ума на божественный. Аполлинарий как раз этому и учил - что Христос, как человек, во всем как мы, кроме ума. Что Он воспринял человеческую душу без ее верхней умной части (нус), которая заместилась в Нем Логосом.
Мне кажется, напрасно Вы, Elena, так торопитесь "выгородить" о. Дионисия. Хорошо бы он сам ответил на заданный мной ему вопрос. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #173 : 03 Ноябрь 2010, 22:51:48 »
Вообще-то я вам отвечала, Леонид. Вы так сложно изложили взгляды Аполлинария, что решила встрять со своим мнением.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #174 : 03 Ноябрь 2010, 23:24:55 »
Цитата: iunija
Хотя сказано "из ребра"...а плотью прикрыл. Чьей плотью?
....
 Объясните мне, чтобы это значило"Плоть(то бишь-жена) это дух, который не возвращается в себя, но направлен во вне, вещь для других. "

Может, это именно та плоть, которую заповедано обрезать?

Втор.10:16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего


  Если плоть -это жена,то Елена... абсурд получается. Жена воссоединяется с мужем в одну плоть( и станут одной плотью)...а Вы говорите"крайняя"и "обрезать".... Нет. В мнении о. Деонисия есть упущения и нестыковки.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #175 : 03 Ноябрь 2010, 23:32:30 »
Вот!!!! Наконец-то дождалась. СОЗНАНИЕ!!!!. Мне всегда хотелось об этом говорить. Что не умом мы концентрируемся в районе сердца, а сознание наше опускается туда, тогда как ум остается на своем месте. Сознание и контролирует околосердечное пространство фиксируя мелкие нюансы приходящих помыслов. Это сознание может заставить " не тарахтеть" ум...Роль сознания велика в деле молитвы, но поскольку у нас с терминологией "ум и сознание" туговато, и вечная путаница, и как следствие, непонимание друг друга, хотелось бы выслушать Вам о. Дионисий.

не зная на счет терминологии видел такое...внимание перемещается, сознание(осознаваниея в голове стоит) например внимание спустилось в живот и видит импульс который исходит...сознание в голове осознает его...как доминанту в гамме(первичный смысл к которому все остальное притягивается)...потом импульс проходя через другие центры...например грудь вносит дополнительные коррективы...приятный или неприятны импульс итд. а потом в ходит в голову и ты его переживаешь...и сознание видело все что прилепится к этому импульсу еще в начале...возможно все эти диссонансы уже заложены в сам импульс, а только развертываются в пути...

Да, с этим трудно разобраться. :-) Но я видела такое...как сознание опускаясь в сердечную область умеет внимательно, молча наблюдать и передавать информацию мозгу, который выносит все познанное сознанием на вербальный уровень. Вы становитесь способным рассказать о том что зафиксировало или уловило ваше сознание.
Я это говорю к чему? Просто внимание не может видеть, т.к. оно состовляющая часть нашего сознания.Видит и осознает сознание, потому что оно относится к духовной области.
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2010, 23:44:05 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #176 : 03 Ноябрь 2010, 23:41:09 »
Хотя точнее было бы сказать, что сознание не имеет определенной точки пребывания,оно бездонно, но... концентрация на одном месте смещает его спектр внимания именно на это место. Волевое действие.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #177 : 04 Ноябрь 2010, 00:01:57 »
iunija
то есть, по Вашей терминологии, сознание - это тот наблюдатель, который фиксирует процессы, когда (допустим) ум выключен и мысли прекращены полностью?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #178 : 04 Ноябрь 2010, 01:03:53 »
Как найти, что же нам-то творить..
это вопрос?

Творческое выражение духовного роста мощно вскрывает человеческую энергетику и тем самым ускоряет его. Это не ум Божий, содержащий все в себе. Варсонофий оптинский пишет, что по грехе мир потерял всю красоту и многие подвижники нежелали и видеть его, потому что миру явился Бог. Неповрежденный мир своей красотой возводил ум к первой красоте, и сейчас в некоторой степени тварь сохранила это. Подвижник (говорят Варсонофий и многие отцы) - это внутренний художник добродетелей, пытающийся изобразить человечество Христа в себе для принятия его божества. Как Адам, в мире с Богом и гармонии мы не способны уже хранить внешний эдем и возделывать; и, по слову Стифата, возделываем лишь свою душу в постоянной брани. Так и Господь говорит: отрекись от всего, бери только нужное (только немного очистись от зла и покажи желание, и вселюсь в тебя и далее сам совершу). "Господи, се, два ножа есть зде" значит умовое и деятельное отсечение зла (всего, что не по Духу) по отцовскому толкованию. Мы не как Адам живем, но как Моисей в пустыни терпим, если только открылось боговидение - начало духовного пути. Пока все зло просто не вымрет, не можем войти в безстрастие. Вот оценочно такая разница смертного с бессмертным - Адам жил и имел в будущем стать богом, а тленным остается только сораспяться Христу и так умереть. С материальным творчеством по Богу Адам "распрощался", лучшие его нынешние проявления не способны возвести горе также, как, например, слово. Зато испытанному волей Господь непосредственно сам открывается. Постепенно крепнущему, становятся не нужны ему никакие образы-ступени, потому что с Богом соединился, видит его постоянно, даже если и опускается в суету. А чтобы погрузиться - истинно смиряется. Силуан пишет, что желал бы вовсе забыть про этот мир, выйти из него: "..снова видит этот мир и не хочет его"

Вообще евангельские слова Господа: "како, аще реку вам о небесном, веру имете?" свидетельсвуют о том, что нечто из небесного (видимо, места "касания" с тварным) возможно неудобопонятно изобразить. Это как раз относится к Павловым словам: "все испытует, и глубины Божии". Какие эти граничные предметы и некоторые пределы их описаний можно попытаться обозначить (также вспомнив опытное богословие с.о. и реченное: "все, еже слышах от Отца моего, рех вам"). Сие уже как-то напрямую раскроет обозначенную тему

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #179 : 04 Ноябрь 2010, 01:05:26 »
iunija
то есть, по Вашей терминологии, сознание - это тот наблюдатель, который фиксирует процессы, когда (допустим) ум выключен и мысли прекращены полностью?
Да. А Вы не согласны?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.