Исихазм

Автор Тема: Световые явления при молитве  (Прочитано 24964 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #15 : 19 Июль 2008, 20:32:36 »
Когда эта наша "родная", произведенная нами самими химия, а не, скажем, героин, то и воспринимается она спокойно и свободно, не как нечто чужеродное.
Леонид  :-)...Я и говорил о "родной" гуморальной химии :-)...Не знаю героин не пробовал, но и родная химия порой воздействует очень мощно, скажем аж руки трясутся=адреналин :-)...Бывала раньше эйфория как плод самогипноза=эндорфины :-)...Мне кажется это заметно когда только химия, в душе нет наполнения и в уме то же однобоко как то...Простите, по моему бред несу :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #16 : 19 Июль 2008, 20:57:47 »
Леонид  :-)...Я и говорил о "родной" гуморальной химии :-)...Не знаю героин не пробовал, но и родная химия порой воздействует очень мощно, скажем аж руки трясутся=адреналин :-)...Бывала раньше эйфория как плод самогипноза=эндорфины :-)...Мне кажется это заметно когда только химия, в душе нет наполнения и в уме то же однобоко как то...Простите, по моему бред несу :-)...
Игорь,
Я не чувствую себя вправе настаивать, но сейчас уже много исследований в разных странах опубликовано на тему состояний тела и сознания во время молитвы. Несомненно одно: наши организмы были "спроектированы" под другой режим работы, с которым мы сталкиваемся во время исповеди, покаяния и причастия Св. Таин.
Вы - простите!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #17 : 19 Июль 2008, 21:41:32 »
  Наверное в словах Леонида что-то есть.... Ибо как бы я иначе  в одночасье встала(под воздействием благодати, разумеется) чуть ли не со смертного одра? Какие-то физиологические изменения в организме произошли же.... Значит есть духовное воздействие выходящее на физический уровень....и как правило несущее более и менее изобилующие плоды.... Ведь и преображение Господне изливалось не только как свет внутренний, но было задействовано все тело...и что странно, даже одежды.
   
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #18 : 19 Июль 2008, 22:08:24 »
Видения при молитве могут быть разного рода. Перечитав предупреждения о прелести и описания способов молитв св. отцов можно еще раз убедиться в этом. Нужно учиться применять т.н. «золотое правило», бывает очень не просто это сделать.
яко немощен есмь

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #19 : 19 Июль 2008, 22:26:29 »
>> и что странно, даже одежды.

Я думаю, что одежды - это метафора. Напрашивается сходная метафора - белые одеяния, которые Господь советует приобрести у Него вкупе с елеем, в Откровении кому-то, считающему себя богатым и благополучным, но который, на самом деле, нищ и наг.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #20 : 20 Июль 2008, 01:12:55 »
>> и что странно, даже одежды.

Я думаю, что одежды - это метафора. Напрашивается сходная метафора - белые одеяния, которые Господь советует приобрести у Него вкупе с елеем, в Откровении кому-то, считающему себя богатым и благополучным, но который, на самом деле, нищ и наг.

  А я почему-то так не думаю. Нет тут никакой метафоры.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #21 : 20 Июль 2008, 02:02:34 »
  Одежды светились определённо.На иконе Христос в мандорле,что в иконографии означает пребывание в духовном мире.В другом мире и одежды другие.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #22 : 21 Июль 2008, 16:09:15 »
   У кого-то из отцов написано,что новоначальные могут видеть свет,и что он подается как подарок и утешение,но само желание увидеть свет - засада - приводит к потере темпа(пробуксовке),бесплодности в молитве и дальнейшему самообольщению(прелести).
   Имхо,в нашем положении и говорить о свете(на страницах форума) - опасно.
   Не опасно говорить о свете от лукавого,который по свв.отцам,ЖЕЛТОВАТЫЙ и,имхо,чувства при этом совсем не покаянные,как,например,пишет Ioan:http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16282#msg16282
   Простите.
не знаю вроде Игнатий писал про бесовские желания увидеть свет . а в добротолюбии написано как раз про красноватый бесовской свет
из перевода Феофана http://filokalia.by.ru/5/Main.htm
Цитировать
После сего святой Григорий напомнил ему: бывает, Капсокаливите мой, и другое нечто, подобное сему, что однако же есть действо прелести. – На это великий оный Максим ответил ему: бывает; но у каждой из сих свои особые признаки, – иные признаки прелести и иные – благодати. Когда злой дух прелести приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточит и омрачает, наводит боязнь и страх и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый, ум делает исступленным и бесноватым, и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большей частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, всегда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец выходит из ума и приходит в совершенную пагубу. От таковой прелести да избавит нас Господь молитвами твоими, отче честный. – Признаки же благодати суть следующие: когда входит в человека благодать Святого Духа, то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память смерть и грехи его, будущий суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвигает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями: а) недомыслимой силы Божией, как он единым словом все из несущего привел в бытие, б) безмерной силы, коей все содержит, всем управляет и о всем помышляет, в) непостижимой Святой Троицы и неисследимой бездны Божеского существа и прочее. Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом, и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким, и обильно источает плод Духа Святого – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение и прочее (Гал. 5, 22), и душа его восприемлет неизреченное веселие.

Слыша сие, св. Григорий Синаит пришел в исступление,..
у Каллиста Катафигиота почти все про умозрение, а я читал Феофан его не включил в свой перевод добротолюбия как раз потому что очень боялся прелести со светами http://www.hesychasm.ru/library/kallist/text2.htm
Цитировать
Теперь же, видя, он ясно видит, что не видит, и чтобы зрительная сила проникла внутрь мрака и знала сокровенное, это свыше природы глаза, но это не значит, что глаз за собой не замечает того, что он не видит, таким же образом, конечно, бывает и с умом: востекши до божественной сокровенности и ставши превыше мышления, он, действительно, ничего не созерцает — да и как это возможно? — однако же он видит, что он не видит, и что то, чего он не видит, есть единое, как бы сокрытое некоторым мраком, из которого проистекает все каким бы то ни было образом сущее, или видимое или умозримое, будет ли это сопричисляемое к твари или же вечносущее несозданное
вообще и Григорий пишет что если сердце коль скоро начинает сомневаться в светах, то это уже не от Бога а от бесов. я так понимаю, по-видимому, когда скрытый "во мраке" свет переходит в чувственный (как на фаворе) то человек осиявыямый это ясно понимает и у него вообще не остается сомнений что это настоящий нетварной свет; а если что-то другое непонятное стало светить то это уже всё надо отметать сколько бы их там не светило. в прелесть мне кажется можно так попасть - после некоторых сомнений не отбросив этот непонятный свет оставить его, а далее уже со временем вырабатывается привычка что это "подлинный" свет и уже трудно вылезть оттуда. как отцы пишут дальше начинается жестокое со стороны бесов - человек думает что на него Господь светит и охраняет его, а на самом деле светят бесы, которые начинаеют издеваться над своей жертвой, только не как обычно а уже вещами типа суицида и прочее
еще то ли у Дионисия Ареопагита или у Каллиста Ангеликуда или Тиликуда читал что если умом человек видит и понимает, что он видит, то это не от Бога - тварные вещи, но по причастии и по полном исступлении от всего может соприкоснуться с Богом. до полного исступления редко пишут чтобы кто-либо из отцов доходил, Феофан объясняет что это для человека запредельно, только если Дух захочет может забрать на время из этого мира. например вроде Исаак Сирин описывал как он начал молиться и вдруг "улетел". хотя вот Диадох пишет в своих наставлениях про некоторое "дремание" подвижников, и про Серафима я читал что его один раз искренние братья застали в исступленном созерцании. А если говорят что при закрытых глазах видят свет, как чувственный, это мне кажется опасно, не хотелось бы чтобы кто попал в самообман

http://www.hesychasm.ru/library/dar/theol.htm вот тут у Ареопагита написано что все посторонние чистые и нечистые светы надо оставлять
Цитировать
3.
...и все божественные светы, и звуки, и речи небесные (14) оставив, вступает в сумрак, где воистину пребывает, как говорит Писание, Тот, Кто вне всего.

я профан конечно просто пишу что помню

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #23 : 22 Июль 2008, 07:18:57 »
Иван, спасибо за ссылки и цитаты. Добавлю еще одну, она в принципе не меняет суть дела по отношению к световым видениям. Но возможно дополнит картину и покажет то, что световые, да и вообще видения при безвидной молитве могут быть различной природы.

Симеон Новый Богослов «Метод Священной Молитвы и Внимания»:

Цитировать
И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь " о чудо! " непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов.

http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #24 : 22 Июль 2008, 07:54:31 »
 Конечно можно рассматривать "опыты"сверхъестественного переживания у святых. Но это не значит, что именно такое виденье есть-аксиома. Да и в приведенном Вами цитировании скорее говориться не о свете, а об ощущениях соответствующих глубокому внутрь прибыванию и данных сверхчувственных переживаний при нахождении сердечного места и установлению там своего ума, познающему что сие есть "врата" к Царствию Небесному в себе.
« Последнее редактирование: 22 Июль 2008, 08:19:47 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #25 : 22 Июль 2008, 07:58:27 »
iunija, да конечно. Полностью с Вами согласен.  :-)
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #26 : 22 Июль 2008, 12:09:44 »
***Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. ***

Одна из самых важных фраз, описывающих обретение умной сердечной благодати.

Это видение не чувственное (и не образное). Воздух посреди сердца - открывшееся внутреннее пространство (простор) души. Себя самого - свой ум-сознание. Ум-сознание получает посредством Духа просвещение, становится ясным, светлым, тихим и приобретает познание истины.

У этого познания много степеней. Вначале приходит только опытное познание того, что истина есть. Это познание кардинально отличается от ментального (абстрактного, холодного, догматического) представления об истине, отличается оно и от чувственного суррогата веры (радостного умиления, эмоционального восторга, набожного поклонения и пр.) Когда свет духовного просвещения все больше и больше охватывает ум, стоящий в сердце, начинается перестройка-созидание внутреннего человека и его становление-развитие. По мере этого становления приходит духовное рассуждение и трезвость.

В закрытой теме о месте и смысле доклада иг.Петра Мещеринова, пока она не скатилась на традиционную тусовку-потасовку, наиболее четко высказался о кардинальной слабости доклада участник нашего форума stas: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1761.msg33134#msg33134 Иг.Петр говорит о развитии личности душевной, прп.Симеон - о личности духовной.

Невозможно духовное становление личности человека без обретения (явной) благодати. И такое обретение благодати описывает прп.Симеон Новый Богослов. Способы (технические приемы) могут быть и другими, важен результат - появление духовной личности: себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #27 : 22 Июль 2008, 12:52:07 »
Александр, есть вопрос. У этих световых эффектов есть некоторые признаки,
которые им предшествуют. Они связанны как с телом (напряжение и дрож),
также и с некоторыми внутренними переживаниями. Первое знакомство думаю
вполне логично привоит к некоторому страху, второе уже как бы несет известность
ощущений и страха как такового не наблюдается. Но третье. Третье дает возможность
уловить начальный момент, в котором понимаешь что вот оно. Сейчас начнется.
И этот момент с некоторым участием воли позволяет балансировать в состоянии
ощущения присутствия, но не сваливаться в само видение. То есть не развивать его
до световых явлений. Как всетаки правильно ? Не дать ситуации развиваться,
или всетаки дать ей развиваться до конца пытаясь сохранять осознанный
контроль, коль уж она появилась.

ЗЫ
Говорю лишь о самых начальных явлениях. То есть когда явно понятно что
при таком уровне развития это практически на 100% с благодатью не связанно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #28 : 22 Июль 2008, 13:35:11 »
***У этих световых эффектов есть некоторые признаки, которые им предшествуют. ***

Здесь следует уточнить (напомнить). "Эти" световые эффекты, о которых Вы говорите, имеют обычно тварную природу. Дрожание левой икры Наполеона, которое, как известно, было великим признаком... Физическое и душевное тело откликаются на (энергийное) воздействие невидимых сил. При большей чувствительности (у многих людей эта чувствительность почти на нуле, точнее, за гранью обычного сознания) или при большем воздействии этих сил появляются различные эффекты и ощущения. В некоторых случаях это может быть физическое напряжение и дрожь. Естественно, при частой повторяемости таких явлений страх, весьма заметный вначале, как правило, уходит. Световые явления могут сопровождать такой накат невидимых сил. Вообще, могут проявить себя любые чувства, как внешние, так и внутренние.

И еще. Если человек не ощущает ничего подобного, это никак не означает, что невидимые силы на него не влияют. Влияют - и чаще как на марионетку.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Световые явления при молитве
« Ответ #29 : 22 Июль 2008, 15:28:23 »
Да, я понимаю о чем Вы. Но тут встает интерес - а нужно ли чувствуя присутствие (или приближение чегото)
дать ему работать, или всетаки удержать в "рамках". И еще есть подозрение что эти силы личностны. :-) Тут
как в страшилке - чтото\ктото приходит и чувствуешь его приближение. Так вот стоит ли более глубоко это
дело переживать, или таки сохранить дистанцию. Тем более что не знаешь что это.

ЗЫ
Ведь не пустив - не поймешь ... С другой то стороны.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.