В большинстве случаев советуют избавление от страстей, а потом уж умное делание. Но как без помощи Божьей от страстей избавиться, не молясь? Замкнутый круг получается.
От Матфея:
25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Симеон Новый Богослов
Ведь святые наши отцы, услышав слова Господа: "Из сердца вашего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, <...> кражи, лжесвидетельства <...>, и это оскверняет человека" (Мф. 15,19-20) и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (Мф. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может.
Без внутреннего делания гораздо труднее очистить внутренность человека, мне кажется...
Очень распространённая "теория предочистки"...Вредная и не имеющая под собой теоретического основания(с.о. пишут об обратном)...Григорий Синаит по моему писал что люди не стяжавшие умной молитвы как бы ищут себе оправдание...и что плохо-учат ему других...А то что порой не зависимо друг от друга выдумывают одно наводит на мысль что помыслы навеяны из одного источника, а раз отводят от молитвы то мне ясно из какого...
И с внутренним деланием весьма сложно побороть страсти...а уж без него я вообще не представляю себе как...Противников умной молитвы много, а сторонников единицы...Нормально
...Так было всегда, мне кажется...