Исихазм

Автор Тема: Записи о личном опыте молитвы  (Прочитано 78977 раз)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #150 : 21 Ноябрь 2008, 16:41:03 »
Концентрироваться и обращать внимание на "энергии" - потакать гордыне (я сам иду, я сам слежу куда и что поднялось и опустилось). Просто следовать....

С таким же успехом можно сказать, что и "просто следовать" - потакать гордыне (я следую, я исполняю). Вобще-то и следование заповедям, и все остальное - в т.ч. и беспристрастное слежение за своим состоянием - правильно совершается только в синергии, что подразумевает со-действие Бога и человека во всем. Ибо говорить "Господи, Господи" - мало, надо делать, но без Бога делать ничего хорошего не можем. И забывать, что Бог прежде всего внутри нас тоже не надо. Но без нашего соучастия Он не сделает всю работу за нас.
Можно сказать..Можно сказать - соучастие в следовании и состоит, а что именно делать будешь, то Бог покажет, на него бо упование. Это и не-делание и не делание. Нет слов объяснения, поскольку слова только возвращают в прежнее состояние пока не бесстрастен. Что ко мне пришло, как пришло - мне все равно, "все равно" не потому что без перебору, но со вниманием, чтоб не пропустить лишнего.
ИМХО Не мало говорить "Помилуй мя..." но и не много. Важно же как говоришь, а как и есть от твоего лично следования, а не от достижения состояний, когда так трудно отличить где правильно, а что от лукавого. Просто идти и дастся...Это и есть работа. И у каждого своя дорога...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #151 : 21 Ноябрь 2008, 16:50:14 »
А еще читал, кажется, у И. Брянчанинова про одного афонского монаха, который в прелести своей спал по 4 часа в сутки и еще был у него всегда жар ("от Бога"). И это было для него нормально. А после того, как ему объяснили, что его практика прелестна, монах этот "спустился с небес на землю" и стал спать как все монахи (по 4 часа если спать, то уже не мог выспаться), и жар в теле прошел.
Монах этот говорил, что на Афоне многие этой прелестной практикой занимаются.

Все сложнее... Это Брянчанинов считал, что такая практика прелестна. И его мнение не совсем соответствовало афонской практике. И не соответствует ряду жизнеописаний святых...

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #152 : 21 Ноябрь 2008, 16:51:45 »
И Рерих по этой же причине спал по 4 часа в сутки.
Увлечение в своем самообольщении.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #153 : 21 Ноябрь 2008, 16:52:08 »
Просто следовать....
Вот в этом суть.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #154 : 21 Ноябрь 2008, 17:20:18 »
Svetlana, пожалуйста, будьте аккуратнее в своих высказываниях. Когда воля парализована, в чем это выражается?


Да, наверное, неправильно я выразилась. Нет сил победить грех,  делаю иногда то, чего не хочу делать.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #155 : 21 Ноябрь 2008, 17:23:32 »
А еще читал, кажется, у И. Брянчанинова про одного афонского монаха, который в прелести своей спал по 4 часа в сутки и еще был у него всегда жар ("от Бога"). И это было для него нормально. А после того, как ему объяснили, что его практика прелестна, монах этот "спустился с небес на землю" и стал спать как все монахи (по 4 часа если спать, то уже не мог выспаться), и жар в теле прошел.
Монах этот говорил, что на Афоне многие этой прелестной практикой занимаются.

Я по себе заметил: когда ищу Истину в Православии, начинаю чувствовать свою немощь. Спать хочется, слабость иногда и т.д.
А когда перехожу к восточным практикам (медитация), то становлюсь как одержимый - и откуда только силы берутся и работоспособность. И спать не хочу, глаза на выкат от увлеченности идеей (как аспирант после защиты бегает, когда надо срочно документы в ВАК оформлять, а времени всего один месяц).
Теперь-то я знаю, после чтения И. Брянчанинова о этом монахе, от кого этот прилив сил. И Рерих по этой же причине спал по 4 часа в сутки.

Вообще, видел в нашей церковной лавке книгу И. Брянчанинова "Аскетические опыты". Надо приобрести, прочесть. Говорят, Брянчанинов - это слова Св. Отцев в современном изложении (проф. Осипов говорит).


Ну, да, конечно, бессоница это ужасный грех и прелесть :-)

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #156 : 21 Ноябрь 2008, 18:49:03 »
Немного повторюсь, что на мой взгляд, по поводу ощущений и переживаний, возникающих в процессе практик,  не стоит заморачиваться. Их количество прямо пропорционально кол-ву "грязи" (в возможную несоразмерность потоков, о которой говорил Gior я не верю, считая, что у Бога все всегда соразмерно, хотя, ес-но, не настаиваю на этом). А вариантов тут, действительно, может быть очень много. Чем больше у человека в голове верований - тем больше и вариантов может возникать. Штука в том, что для практикующего с определенным опытом (а сейчас таких много, причем некоторые из них вовсе не считают себя практикующими - они ничего специально не делают) такой "грязью" может становиться его грубая система религиозных верований. Человек цепляется за старую святость. Нужно свободно двигаться вперед, а он продолжает цепляться - возникает некое напряжение, и вот готов очередной "опыт". Потом можно называть эти опыты вехами на пути или играться с ними любым другим образом. Нечему тут радоваться. Радостно будет, когда искажающая призма в уме растворится. 

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #157 : 21 Ноябрь 2008, 18:49:52 »
ИМХО Не мало говорить "Помилуй мя..." но и не много. Важно же как говоришь, а как и есть от твоего лично следования, а не от достижения состояний, когда так трудно отличить где правильно, а что от лукавого. Просто идти и дастся...Это и есть работа. И у каждого своя дорога...

Господь учил (и учит) не только (даже, м.с., не столько) следовать Его внешним заповедям, но быть совершенным, как совершен Отец Небесный (Матф. 5:48) и умирать каждый день (1Кор.15:31), как ветхий человек, облекаясь в человека нового (Кол. 3:9-10). Евангелие призывает к покаянию - изменению ума. Это также есть следование, но следование не только внешнее. Изменение ума подразумевает также изменение и состояния ума, ибо когда ум (как и все остальное) становится свободным от прежней грязи, он не может более находится в прежнем состоянии. А в падшем состоянии ума не грешить невозможно, ибо оно само по себе греховно - значит и невозможно следовать полноценно, но только половинчато - в лучшем случае. Поэтому следование, безусловно, подразумевает и изменение ума (и, следовательно, достижение иного состояния ума, но не только за счет своих личных усилий ес-но, но и отнюдь не без них), и внутреннюю совместную с Богом работу над собой в целом, а также и со-творчество (в широком смысле), для которого мы созданы Богом.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #158 : 21 Ноябрь 2008, 18:58:19 »
Ну, да, конечно, бессоница это ужасный грех и прелесть :-)
Там не про бессоницу речь. Там монаха афонского гордыня обуяла. И Рериха тоже. Когда на меня гордыня находит - я тоже мало сплю.

Про бессоницу:

1) за час до предполагаемого сна надо выпить теплого молока с медом. Больше трех столовых ложек меда в день есть не рекомендуется. Этот совет я читал как-то в "Аргументах и фактах".

2) заметил, что когда сон не приходит, то начинаю, лежа в постели, про себя проговаривать следующие молитвы:
"Отче наш" 3 раза, "Богородице, Дево, радуйся" 3 раза, "Символ веры" 1 раз, "Да воскреснет Бог..." 1 раз. При этом внимательно вникать в смысл фраз, как можно лучше сосредотачиваясь на них.
Сколько раз так делал, всегда один результат - крепко засыпал. Не то, что засыпал, а даже боролся со сном, т.к. сон накатывал уже при чтении "Символа веры". Кое-как переборю сон, дочитаю всё до конца - и скорее спать :) .
Вот хоть о чем думать на ночь - хоть "баранов считать", хоть медитировать на дыхании как в тхераваде и дзэн, хоть сосредотачиваться на сне - ничего не помогает. А это правило для меня - верное средство от бессоницы. Никогда не подводило.
Велика сила молитвы!
Может, это способ засыпания Вам и не подойдет, не знаю.

3) Это уже по Рериху :) . Махатма Мория в "Агни-Йоге" через Е.И. Рерих писал, что здоровый крепкий сон будет, если поставить рядом с головой чашку с водой, в которую капнуть несколько капель эвкалиптового масла.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #159 : 21 Ноябрь 2008, 19:07:38 »
Больше трех столовых ложек меда в день есть не рекомендуется.
Почему?

3) Это уже по Рериху :) . Махатма Мория в "Агни-Йоге" через Е.И. Рерих писал, что здоровый крепкий сон будет, если поставить рядом с головой чашку с водой, в которую капнуть несколько капель эвкалиптового масла.

Она много разных вещей напридумывала.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #160 : 21 Ноябрь 2008, 19:10:43 »
по поводу ощущений и переживаний, возникающих в процессе практик,  не стоит заморачиваться.

Мне нравится такой принцип: никогда ничего не жди, иначе оно сбудется.

Цитата: Iunija
А-а! Вот почему я испытываю полное равнодушие к мужчинам....значит одна проблема решена!

Одной проблемой стало больше.

« Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2008, 19:26:12 от SrgK »

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #161 : 21 Ноябрь 2008, 19:40:09 »
Ну, да, конечно, бессоница это ужасный грех и прелесть :-)
Там не про бессоницу речь. Там монаха афонского гордыня обуяла. И Рериха тоже. Когда на меня гордыня находит - я тоже мало сплю.

Про бессоницу:

1) за час до предполагаемого сна надо выпить теплого молока с медом. Больше трех столовых ложек меда в день есть не рекомендуется. Этот совет я читал как-то в "Аргументах и фактах".

2) заметил, что когда сон не приходит, то начинаю, лежа в постели, про себя проговаривать следующие молитвы:
"Отче наш" 3 раза, "Богородице, Дево, радуйся" 3 раза, "Символ веры" 1 раз, "Да воскреснет Бог..." 1 раз. При этом внимательно вникать в смысл фраз, как можно лучше сосредотачиваясь на них.
Сколько раз так делал, всегда один результат - крепко засыпал. Не то, что засыпал, а даже боролся со сном, т.к. сон накатывал уже при чтении "Символа веры". Кое-как переборю сон, дочитаю всё до конца - и скорее спать :) .
Вот хоть о чем думать на ночь - хоть "баранов считать", хоть медитировать на дыхании как в тхераваде и дзэн, хоть сосредотачиваться на сне - ничего не помогает. А это правило для меня - верное средство от бессоницы. Никогда не подводило.
Велика сила молитвы!
Может, это способ засыпания Вам и не подойдет, не знаю.

3) Это уже по Рериху :) . Махатма Мория в "Агни-Йоге" через Е.И. Рерих писал, что здоровый крепкий сон будет, если поставить рядом с головой чашку с водой, в которую капнуть несколько капель эвкалиптового масла.




Простите, если задела чем. Не знаю я никаких йоговских или других методик, и никогда не занималась. Трудно все же  правильно описать словами то, что происходит в реале. Стоит ли спать, когда дряные мысли во сне в голову лезут? А не выспавшейся я себя не чувствую, что со мной сделается? На работу не нужно, домохозяйка, а для моих родных и любимых все равно все сделаю, чтобы им хорошо было и уютно - это главное.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #162 : 21 Ноябрь 2008, 19:52:53 »
заметил, что когда сон не приходит, то начинаю, лежа в постели, про себя проговаривать следующие молитвы:
"Отче наш" 3 раза, "Богородице, Дево, радуйся" 3 раза, "Символ веры" 1 раз, "Да воскреснет Бог..." 1 раз. При этом внимательно вникать в смысл фраз, как можно лучше сосредотачиваясь на них.
Сколько раз так делал, всегда один результат - крепко засыпал. Не то, что засыпал, а даже боролся со сном, т.к. сон накатывал уже при чтении "Символа веры".

 :-D
По-моему, это можно в тему "Православный юмор" поместить.

P.S. Прошу не обижаться - я пошутил.  :-)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #163 : 21 Ноябрь 2008, 20:09:39 »
ИМХО Не мало говорить "Помилуй мя..." но и не много. Важно же как говоришь, а как и есть от твоего лично следования, а не от достижения состояний, когда так трудно отличить где правильно, а что от лукавого. Просто идти и дастся...Это и есть работа. И у каждого своя дорога...


Господь учил (и учит) не только (даже, м.с., не столько) следовать Его внешним заповедям, но быть совершенным, как совершен Отец Небесный (Матф. 5:48) и умирать каждый день (1Кор.15:31), как ветхий человек, облекаясь в человека нового (Кол. 3:9-10). Евангелие призывает к покаянию - изменению ума. Это также есть следование, но следование не только внешнее. Изменение ума подразумевает также изменение и состояния ума, ибо когда ум (как и все остальное) становится свободным от прежней грязи, он не может более находится в прежнем состоянии. А в падшем состоянии ума не грешить невозможно, ибо оно само по себе греховно - значит и невозможно следовать полноценно, но только половинчато - в лучшем случае. Поэтому следование, безусловно, подразумевает и изменение ума (и, следовательно, достижение иного состояния ума, но не только за счет своих личных усилий ес-но, но и отнюдь не без них), и внутреннюю совместную с Богом работу над собой в целом, а также и со-творчество (в широком смысле), для которого мы созданы Богом.
Согласен. Собственно об этом и говорил. Идти, следуя заповедям, а ум от этого и сам поменяется...зачем придавать значение сииминутному изменению ума. Отвлечение на частности может затмить цель. Сам ежедневный путь с Богом и есть работа. Это и есть личное усилие, оттягивающее от нерадения ;)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Записи о личном опыте молитвы
« Ответ #164 : 21 Ноябрь 2008, 20:40:49 »
А  на счет бдений...сама просыпаюсь среди ночи, при чем в одно и то же время, где-то между двумя и тремя часами утра, и до пяти, шести не могу уснуть, и так каждую ночь, особенно, когда во сне грязные помыслы начинают проникать в голову, как будто кто будит в этот момент. Но это не бдения скорее, а безсонница
Да не эт не безсонница :-)...Безсонница мне кажется это когда поспав накануне пару ночей по паре часов, весь день думаешь вот приду домой и КААК ЛЯГУ СПАТЬ...А придя домой и упав на постель, через пару минут--хоть вскакивай и начинай таскать тяжести или беги куда нибудь...Энергия так и прёт, помыслов в голове-рой, молиться исключительно трудно, и так до четырёх, а потом в шесть--труба зовёт...Внутренность трясётся, руки то же, а на работу придёшь и ничего вроде, только кожа всего тела горит...и лицо то же, правда больше трёх ночей у меня не было вроде...
А сейчас как и у вас просыпаюсь ночью(различные причины просто не запоминаю), и начинаю сразу молитву, максимум минут сорок в полудрёме и потом засыпаю...Мню что бес который будит видя что молюсь и не о чём не думаю, насылает сонливость...А бывало, что молитва так хорошо шла(ум то отдохнувший) что думаю--вот хорошо, помолюсь часок, всё равно ведь безсонница типа, дак нет пол часа и засыпаю, ато и минут десять :-)...
В этом деле режим важен, в одно время вставать и ложиться...И на ночь ни крепкого чая-кофе, никакого психологического возбуждения, а вот помолиться хорошо--успокаивает как то :-)...
А бдения...да ну если всё равно не спите, дак милое дело помолиться, главное посторонние помыслы не обдумывать, мне кажется :-)...
Хотя когда разжение крови, когда горишь весь, молиться трудно, ум как козёл скачет с места на место :-)...Но можно...С верой :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.