Сразу предупреждаю, что вопрос для меня настолько сложный, что я даже в свооей голове его толком сформулировать не могу. Так что прошу снисходительно отнестись к этой жалкой попытке какой-то вербализировать свои метания
У меня начинает складываться ощущение, что есть несколько "аскетических" реальностей - одна для православия, другая для католичества, третья для протестантов, четвертая для пятидесятников и т.д. И такое впечатление, что люди, находящиеся в этих реальностях, подчиняются законам и переживаются мистические опыты, которые вполне приемлемы для этой самой реальности, но неприемлемы для других. Пример: в православии категорически не приветствуются видения, сны, а уж водительство голосом Божьим и подавно... В то же время, у протестантов некоторых толков это само собой разумеется. Или говорение на иных языках (я не говорю сейчас о тех, кто катается по полу, предварительно помолившись, чтобы на них сошел "Святой дух"... там уж ясно, какой такой дух сходит...) Я о тех, кто непроизвольно начинал гововорить на неизвестном языке, даже не зная ничего о том, что такое бывает, и уж подавно не выпрашивая этот дар.
Первый вывод, который, напрашивается: да они в прелести все, иди лучше постись-молись-и-слушай-радио-Радонеж. Но! Само собой, среди этих видений и голосов могут попадаться явно вражеские, и, думаю, бОльший процент этих людей попадают именно под его обольщение. Но есть истории, которые при всем моем желании я не могу объяснить вражескими хитростями.
Если почитать книги типа "Назначение в Иерусалим" Лидии Дерек или "Путем исканий" Людмилы Плетт, то нужно ну очень постараться, чтобы объявить все их переживания прелестью. В сущности, духовная борьба, описанная в книге Л. Плетт, практически один в один совпадает с тем, что описывали православные подвижники: теплохладность, потеря веры, богооставленность (!!!), молитвы, покаяние, бесовские нападки. Один в один... если бы не одно огромное НО - всю жизнь эту самую Людмилу вел некий голос, который она, конечно, считает Божественным.
Во второй упомянутой мной книге тоже все чинно-благородно - никаких особых экстазов. Ну разве что молитвы на неизвестном языке и песнопения. И покрестилась зачем-то бедная уже крещеная в детстве лютеранка у пятидесятников, после чего ей стало очень хорошо и приятно.
Да, собственно, что за примером далеко ходить: даже в православной Греции - и то есть вещи, которые не совсем вписываются в нашу русскую православную аскетику. Была у них в 20 в. монахиня, Гаврилия. Так вот тоже у нее и Голос пару раз был, и руками она лечила. Не знаю... может, она и в прелести была, ну очень уж ее православные греки почитают... Пару раз - это, конечно, не 100, но все же...
Не знаю, что и думать по этому поводу. Самый жуткий вывод, который просто укладывает носом к стенке и не дает подняться:
- нет вообще ничего, а наши мистические опыты и переживания - это просто неизвестные психические феномены.
- в других конфессиях действительно Бог действует по-своему, часто так, как совершенно неприемлемо в том же православии. Может быть, это можно объяснить тем, что у нас есть настоящее и самое главное Таинство - Причастие. Там, где его нет (у тех же протестантов) Бог находит другие пути - чтобы не дать погибнуть своим полузаблудшим овцам. Вот и говорит с ними, и пророчества дает...
Но тогда вопрос - но почему же тогда все наши святые (настоящие святые, давшие кровь и принявшие Духа), так активно предупреждали об опасности всего вышеперечисленного и говорили, что Бог не может... ангелы не снизойдут... видениям не доверять... и проч.)
- все это точно прелесть бесовская, просто удачно завуалированная
- в книгах этих авторов есть некоторые приукрашенные или измененные детали, которые несколько искажают картину.
Я понимаю, что моя бедная психика занимается рационализацией. Да, ей больно оттого, что единственное объяснение, которое явл-ся самым простым, - что просто человек - это бездна, полная тайн. И, может, вообще нет ничего там, наверху?? А если есть, то ОНО не такое, как Его описывают даже самые святые их святых. Как это принять? Зачем все это? почему так сложно?
Прямо хоть в петлю лезь.
ПС: не думайте, что это я вот только что прочитала эти книжки и начала по стенам бегать от ужаса. нет, эти вопросы меня уже года 3 мучают. Просто сейчас я перестала себя жалеть и прочитала то, что не хватало смелости читать раньше. А теперь волосы на голове рву, потому что стало еще хуже.