Исихазм

Автор Тема: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?  (Прочитано 35320 раз)

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #45 : 23 Апрель 2010, 16:20:57 »
Я стараюсь избегать наклеивания ярлыков на людей, в т.ч. и на священников.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #46 : 23 Апрель 2010, 23:30:36 »
...и ничего конкретно я не выяснила....А именно, на каком базисе выстроены были слова произнесенные человеком облаченным в священнический сан :Факт наложения проклятия находится абсолютной в компетенции Архиерейского, Поместного или Вселенского Собора
  Ну не из пустого же места он это вытянул. :roll:
Я думаю, что как призывание благодати, так и проклятие - голос Церкви. И любой живой член Церкви может как призвать благодать, так и наслать проклятие. Архиерейский, поместный или вселенский собор, думается -- очередная законническая выходка, ровным счетом ничего не проясняющая.
С точки зрения самого действия проклятия - пришла в голову такая ассоциация из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа".
С такой павловой точки зрения смысл проклятия - не в отнятии спасения, но в непреодолимости спасения (пусть даже путем измождения плоти).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #47 : 23 Апрель 2010, 23:39:24 »
Цитата: yury_petrov
из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти,  чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа."

А что это может означать конкретно? Какие жизненные события?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #48 : 24 Апрель 2010, 00:30:27 »
Цитата: yury_petrov
из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти,  чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа."
А что это может означать конкретно? Какие жизненные события?
Инквизицию, например. Там спасение духа просто непреодолимо, через прижизненное очищение грешника огнем.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #49 : 24 Апрель 2010, 01:11:10 »
Цитата: yury_petrov
из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти,  чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа."
А что это может означать конкретно? Какие жизненные события?
Постричься в монахи :)

Цитата: yury_petrov
из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти,  чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа."
А что это может означать конкретно? Какие жизненные события?
Инквизицию, например. Там спасение духа просто непреодолимо, через прижизненное очищение грешника огнем.
Ну эт пожалуй перебор. Инквизиция - довольно грубый по форме фанатизм, не имеющий ничего общего с проклятием. Я  расцениваю настоящее проклятие с сокрытием (запечатыванием) благодати - неведением. Неведением своих помыслов, грехов, совести, деяний и т.д., несмотря на то, что приступаем к Таинствам. И чем чаще проклятый приступает к Таинствам, тем сильнее напряженность между непреодолимо(?) сокрытой благодатью и неведением. Внешне это может проявиться в шизофренических наклонностях - раскол личности.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #50 : 24 Апрель 2010, 02:31:49 »
Цитата: yury_petrov
Я  расцениваю настоящее проклятие с сокрытием (запечатыванием) благодати - неведением. Неведением своих помыслов, грехов, совести, деяний и т.д., несмотря на то, что приступаем к Таинствам.

Не поняла, кто проклят и кем в таком случае...

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #51 : 24 Апрель 2010, 09:35:34 »
С точки зрения самого действия проклятия - пришла в голову такая ассоциация из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа".

Это больше похоже на то, как Платон постановил изгонять поэтов за городскую черту, обрекая их на смерть. Конечно речь здесь идет именно об анафеме - отвержении. Там ведь речь идет о конкретном грехе (сожительстве со вдовой отца). Павел возмущается - "Как вы не устроили траур, и не исключили из своей среды ТАКОГО грешника". - Все очень по-законнически.
Изнеможение - это синодальный перевод. В более точном кузнецовском ясно сказано "пусть погибнет тело". Надо смотреть первоисточник, но подозреваю, что там именно телесная смерть имеется в виду. Смерть в результате извержения из тела общины.
р.б. Антонио

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #52 : 24 Апрель 2010, 09:55:34 »
А это имеет какой-то смысл в контексте Нагорной проповеди? Или какое отношение к ней?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #53 : 24 Апрель 2010, 12:25:54 »
yury_petrov, понятно, спасибо.

С точки зрения самого действия проклятия - пришла в голову такая ассоциация из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа".

Это больше похоже на то, как Платон постановил изгонять поэтов за городскую черту, обрекая их на смерть. Конечно речь здесь идет именно об анафеме - отвержении. Там ведь речь идет о конкретном грехе (сожительстве со вдовой отца). Павел возмущается - "Как вы не устроили траур, и не исключили из своей среды ТАКОГО грешника". - Все очень по-законнически.
Изнеможение - это синодальный перевод. В более точном кузнецовском ясно сказано "пусть погибнет тело". Надо смотреть первоисточник, но подозреваю, что там именно телесная смерть имеется в виду. Смерть в результате извержения из тела общины.
Да,Aksuk, Вы правы, уже не в первый раз уточнение перевода выручает. Только не вдову имеет, а "жену отца своего".

греч.подстрочник:
Цитировать
передать - такового - Сатане в гибель - плоти, чтобы - дух был спасен в - день - Господа

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #54 : 24 Апрель 2010, 22:07:04 »
С точки зрения самого действия проклятия - пришла в голову такая ассоциация из ап. Павла: "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа".

Это больше похоже на то, как ...
Проклятие, как и благодать, не похожи ни на что. Это конкретное действие на конкретного человека. Распознать проклятие может тот, кто реально пережил проклятие. Или тот, кто пережил благодать и в состоянии понять, что такое сокрытие благодати (проклятие). И ни на что обычно проклятие не похоже, как моя шизофрения не похожа на шизофрению Евгения в соседней (внешне весьма богословской) теме.
Единственно, что можно сказать общего о проклятии: оно рождает внешнего человека из (потенциально) внутреннего. Внутренний будет богословствовать исходя из своего внутреннего опыта, что есть нормально (пусть даже иногда и смешно). Внешний будет богословствовать исходя из книжек, ибо внутренний человек недоступен (сокрыт, проклят).
Я ставил знак вопроса около "недоступен". Этот вопрос считаю серьезным: доступно ли преодоление проклятия? И в какой степени?
Вопрос же наличия проклятия звучит весьма прозаично и прозрачно: много согрешили, а потому и под проклятием. В т.ч. и род и народ наш...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #55 : 24 Апрель 2010, 22:38:26 »
Читаю: "преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях."
 Отлучение Л. Толстого от Церкви-" Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью....... Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею. "

  Может кто-нибудь может мне объяснить сию казуистику. Как возможно восстановить общение с Церковью, если человека лишают исповеди...через какие такие рычаги человек после анафемствования (если еще остался жив и раскаялся) может восстановить свое положение в церковной жизни, если единственный подход(исповедь) перекрыт.
Ни есть ли "анафема"- билет в один конец?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #56 : 24 Апрель 2010, 23:31:58 »
  Может кто-нибудь может мне объяснить сию казуистику.

Отлучение - до покаяния, анафема - на совсем. Это разные формы... вразумления :(

(Юрию): Понял, куда Вы переводите стрелки. Мы все оказались прокляты в какой-то мере и неведение тому виной. Господь на это сказал: "Познаете истину и истина сделает вас свободными", а помните - что началось после этих слов? И ведь Он говорил тем "кто в него уверовал"... Один из самых жестоких моментов в Евангелии.
р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #57 : 25 Апрель 2010, 00:17:12 »
Отлучение - до покаяния, анафема - на совсем. Это разные формы... вразумления :(

Как показывает исторический опыт, анафема тоже может быть не на совсем, а до объявления ее "яко не бывшей". Пример - упоминавшееся выше взаимное снятие анафем патриархом константинопольским и папой римским.
А потом, как опять же показывает исторический опыт, начинается бардак: одни считают анафему снятой, другие считают неснятой, третьи - не говорят ни да ни нет, а основной массе давно это уже по барабану (и, похоже, последняя позиция наиболее здравая, иначе недолго и свихнуться в этом каноническом лабиринте то ли снятых, то ли неснятых анафем:)

зырянка

  • Сообщений: 132
  • Tatiana, the orthodox
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #58 : 25 Апрель 2010, 01:19:36 »
"...обыденный русский язык еще с древности понимал иностранное слово "анафема" как проклятие (так оно и дается, например, в словаре Даля и в "Словаре древнерусского языка" под ред. Р. И. Аванесова)...

Один из пунктов расхождения православия и католичества - это как раз вопрос о том, что означает анафематствование. Православное богословие считает, что анафема - это отлучение от Церкви, отделение от таинственной жизни церковного тела. Католики именно в своем богословском, а не просто обыденном языке полагают, что анафема - это не только отлучение, но и проклятие.

В восприятии православной традиции публичное отлучение - это свидетельство о том, что Церковь не узнает своей веры и своей святыни в трудах или в жизни такого-то человека. Здесь нет желания зла отлучаемому, есть скорее предупреждение его ученикам. В латинской же практике анафема понималась именно как проклятие конкретного человека.

Отсюда родилось второе различие: православная традиция с древнейших времен считает, что Собор может вынести свое суждение о нецерковности людей, уже ушедших из земной жизни. Католическая традиция также с древнейших времен была убеждена, что анафематствовать можно только еще живых. Понятно, почему Запад был против анафемы умершим: если анафема есть проклятие, то по­лучается, что наказывают мертвого."
Цитировать
Факт наложения проклятия находится абсолютной в компетенции Архиерейского, Поместного или Вселенского Собора.
Думаю, что проводя параллель между словами "проклятие" и "анафема" священник хотел выразить что-то вроде иронии, так как обращение женщины прозвучало не как просьба о молитвенной помощи человеку, доведенному до крайности мыслями о мщении, а как просьба дать санкцию на проклятие. На мой взгляд священник просто не вник в суть вопроса и не к месту поиронизировал.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Я решила проклясть свою бабушку. Что делать?
« Ответ #59 : 25 Апрель 2010, 12:54:29 »
Цитировать
Один из самых жестоких моментов в Евангелии.

Прозрение вообще - штука жестокая. А это место в Евангелии - хороший индикатор, чтобы
искренне пред самим собой сверяться - где мы сейчас и  с кем мы сейчас. Без сантиментов.