Исихазм

Автор Тема: О видах молитвы - 2  (Прочитано 122637 раз)

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #285 : 19 Июль 2011, 12:37:00 »
Так приведенные выборки и не про ощущения никак...

Разрешите с этим не согласиться. Те кто углубляются в молитву, и имеют к ней навык, они творят эту молитву именно в "сердечном месте", там где теплиться Божественная лампада-Огнь. А если его и нет, то неким божественным наитием они познают то "алтарное место", где происходит таинство созидания внутреннего человека. "Сердечное место"-это вполне реальное место...оно не может быть символическим. Вы поинтересуйтесь у своего наставника.Я думаю, что он скажет то же что и я.

…………. Ну, скажем, при печали не щемит ли, не колет ли в сердце, а при гневе не появляются ли неприятные ощущения в животе (в чреве), при радости нет ли  в Вашей груди ощущения легкого и глубокого дыхания, переизбытка кислорода?
………...сначала их надо ……………, раздразнить и заставить подняться из глубин чрева...молитва -  тот самый бур, которым только и можно достать до укоренившихся глубоко внутри нас страстей...А иначе и через 10-15 лет ежедневного молитвенного бу-бу-бу наша гордыня так и будет водить за нос и нас самих и тех, кому мы будем пытаться внушить, что только окормление у старца - залог успеха в УД... 8-)

...техника нужна у кого не получается...






Только что прочитал реакцию на мои цитаты в теме «О ДУХОВНИКЕ»…
Подумалось, что не нужно еще и здесь, что то писать.
 Но, что бы завершить мою мысль несколько напишу……..


Простите еще раз, что скопировал столько цитат, как мне показалось немного трудным дать ссылку на предложение в некоем абзаце конкретной книги.

В приведенных книгах я не смог найти похожие руководства о описываемых опытах на этом форуме о Иисусовой молитве. Что само собой еще больше породило вопросов к описываемым опытам.  И еще раз подтвердило, что без искусного и опытного наставника в сем святом деле очень трудно, и я даже бы сказал и опасно.

На мой взгляд сегодняшняя опасность изучения по книгам и самовольного творения Иисусовой молитвы лежит как раз в неправильном понимании значения словосочетания «сердечное место», и «опускания ума в сердце».

Что же все таки это означает если проанализировать цитаты которые были приведены.:
Старец  Лука м. Филофей Афон: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце. Взывая ко Господу с нечистым сердцем мы уподобляемся тем, которые приглашая к себе в гости гостей, совсем  не приуготовляют для этого дом, а скорее приглашают их в сарай. И ничего кроме того, что бы очистить наше сердце и призывать Господа нам не нужно делать. Остальное если Господу будет угодно сделает благодать.»

Прежде всякого молитвенного делания нам нужно очистить сердце. И это не один «акт», как нам кажется: сел сосредоточился, очистил, и опустил ум в сердце. Нет.
Очищения сердца – это длительное тяжелое действие которое может продолжатся много времени, месяцы, годы и жизнь. И пока наше сердце черство и не имеет истинного покаяния то никакие технические призывания не смогут призвать Благодать Божию.

Сколько нужно времени, что бы мы научились слышать нашу совесть, разве это может заключится в один «акт»?.  Прежде нашего «дерзновения» призывать Благодать Божию, нам нужно положить хотя бы малое начало нашего труда, отсечь действуемые помысли, смертные грехи, и страсти, отсечь своеволие, нетерпение, раздражительность, научиться всех любить и всех прощать.

Симеон Новый Богослов говорит: «Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда:»

Симеон Новый Богослов не двусмысленно указывает не последовательность в умном делании. Именно последовательность является главным в этом делании.
Симеон Новый Богослов: «Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без
послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим <духовным> и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. <Пред> отцом же своим <духовным ты должен хранить совесть>, чтобы делать " ни добавляя, ни убавляя " все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи " пище, питье и одежде; говоря проще " делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.»


Как видно пр. Симеон описывая первое с чего надо начинать желавшему познать и обрести Иисусову молитву указывает на совесть. Ибо не научившийся слушать свою совесть не может идти далее. Что же это такое? Повторюсь, то, что здесь воспринимается как один молитвенный «акт» на самом деле занимает годы, а может и жизнь.

Что значит хранить совесть? Это значит:
первое услышать ее,
второе: начать борьбу внутри себя с ветхим человеком и услышать ее, распознавая при этом то о чем она говорит, и третье: делать то о чем она говорит.

Ведь согласитесь, что этот этап очень трудный. Как порой мы, и видя и слыша ее – ее специально приглушаем или же не хотим слышать. Научиться жить по совести значит –стараться никого не обижать, быть осторожным по отношению с ближним, не лукавить, не лгать, не приносить вреда, не раздражаться. И если и не хватает сил исполнять это, то обличаемы всегда нашей совестью мы должны тотчас приносить исповедальное покаяние и просить Господа Дабы нас укрепил.

Так преподобный Нил Сорский, говоря: «Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами», говорит о том, что бы прежде нежели говорить с Богом надобно устыдить свою дерзость и бесстыдство вмещающее в себе самонадеянность, отсутствие покаяния и трезвения.

Так же и советует, а скорее говорит указательно Святитель Игнатий Брянчанинов: «Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания?» О чем же говорит это «замечание» Святителя, как не о том, что бы прежде «иссушения» своих страстей не дерзать на сие дело.

Вторая ступень духовного повзросления по наставлению Симеона Нового Богослова  «…превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.» Здесь прп. Симеон указывает на то, что нам следует после того как мы укротим смертные страсти и грехи и положим начало укрощению оставшихся и новых нам надобно положить начало псалмопению и молитвословию. Принося покаяние Господу нашему Иисусу Христу. Псалмопение, каноны и акафисты закрепят доброе начало нашему деланию. Тем самым положа начало отсечению самомнению, гордости, прелести и тщеславия, так как молясь молитвословиями составленными Святыми мы тем самым смиряем себя вверяя себя в некоем смысле их опыту.
 
Третья ступень по наставлению Симеона Нового Богослова  «Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.»

Четвертая ступень по наставлению Симеона Нового Богослова «За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.»

Как видно основное на что делается ударении, так это укрощение своих страстей и истинное действуемое покаяние.
Тем самым приуготовляя покаянием наше сердце для Господа мы призываем Его туда. И призываем именно своим покаянием и очищением сердца. Ведь как можно призывать Господа проведя сознательно день суетно и не имея истинного покаяния. Загрязнив свое сердце спорами, раздражением, блудным воззрением, проведя часы в просмотрах разного видео и слушание разного, удовлетворяясь земными благами, услаждая свои чувства, сознательно лукавя и обманывая.

Ежели нет покаяния но ум понимает, что без него нам нельзя то призывая Господа дать нам сие покаяние  надеемся получить утешительные слезы.

Господу всесилен, Он может призвать человека конечно и без покаяния.

Что же происходит после того как человек приобретает «трезвость», покаяние и научается понемногу хранить совесть? Как происходит опускания «ума в сердце»?

Старец  Лука м. Филофей Афон говорит: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце.»
Этим старец говорит, что никаких специальных упражнений и усилий не требуется, и они (усилия) являются ошибочными.

Архиепископ Антоний (Голынско-Михайловский) говорит о месте сердечном : «скорее это значение символическое».

Так же замечает и переводчик Григория Паламы В.Вениаминов «Видно, что сердце понимается у святого Григория не биологически».

Святитель Игнатий Брянчанинов на вопрос ученика о сердечном месте ответил: «.. не хотелось бы мне слышать его ни от тебя, ни от кого другого из новоначальных. Не полезно тебе, — сказали Отцы, — узнать последующее прежде, нежели стяжаешь опытное знание предшествовавшего”.

Предшествующее – это истинное покаяние, истинный плач, иссушение страстей. Это долгий путь которым идет христианин. И занимает этот путь много времени.

Для новоначальных
святитель Игнатий пишет: «Из этого явствует со всею очевидностью, что для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно.»

Здесь Святитель советует в начале заключать ум в слова молитвы, и преджевремени не задумываться о месте сердечном.
Раскрывая то, для кого все же этот вход открыт
Святитель указывает: « …но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью.» Вход это открыт человеку прошедшему ступень познания себя и вошедшего в истинное покаяние.

Далее замечает : « Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха,…»

Здесь еще раз Святителем замечается то, что в начале нужно избавится от деятельного греха. Греха «физического»,. действуемого, что бы не грешить делом, словом. А после призывать Господа, что бы укрепил и дал сил противостоять помыслам. Но как и уже говорилось выше это не действие одного молитвенного «акта», это дело всей жизни: избавится от действуемого греха и начать борьбу с помыслами.
Святитель : «..но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.»
И пишет далее, как бы останавливая, гарячесть и не постепенность ученика:
«Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного»

То, что это дается не сразу, а нужен долгий путь и пишет прп. Симеон:  «… четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным…. невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого старца иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по всем четырем, достичь совершенства.»




В заключении :
Симеон Новый Богослов: «… сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, … отцом своим <духовным…. к людям и предметам.»

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха,…»

Святитель Игнатий Брянчанинов: «…. для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно.»

Архиепископ Антоний (Голынско-Михайловский) говорит о месте сердечном : «скорее это значение символическое».

Старец  Лука м. Филофей Афон: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце.»



Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #286 : 19 Июль 2011, 12:56:19 »
И? Дальше что? Я не видел на форуме чтобы делание сводилось к единому акту, как Вы выразились, а обычно речь как раз идет о деле всей жизни. Потому как это не просто длительный срок. Это вещь вневременная. Второе - те этапы которые Вы привели последовательно на самом деле присутствуют одновременно и одно помогает другому. Они все непосредственно взаимосвязаны а не дискретны. И "сначала" и "потом" весьма условны. Говорят о последовательности, но не в смысле сперва одно потом только другое, а, имхо, в смысле их раскрытия одно ведет другое и помогает первому, а вот углубление и становление занимает всю жизнь. И что то приходит и укореняется, а начальное умаляется.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #287 : 19 Июль 2011, 13:00:15 »
Григорий, Вы по-моему пытаетесь трактовать святых и подвижников, вместо того чтобы сверять по ним свой путь и вносит коррективы.... Может я и ошибаюсь. Но делание Ваше построено на принципе "наоборот".
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #288 : 19 Июль 2011, 13:03:08 »
И? Дальше что? .

на форуме приводились примеры, технические, где, участники, старались какими то способами погрузить куда то ум
вот как мне показалось цитаты св. отцов говорят о том, что прежде нужно очистится от деятельного греха и сосредоточить ум  в слова молитвы и не думать о другом, не стараться куда то что то погрузить.

и все.

а то все что было описано некоторыми участниками форума о своем опыте - больше напоминает некое занятие медитацией.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #289 : 19 Июль 2011, 13:04:06 »
Но делание Ваше построено на принципе "наоборот".

наоборот ?
наоборот чего?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #290 : 19 Июль 2011, 13:12:15 »
И? Дальше что? .

на форуме приводились примеры, технические, где, участники, старались какими то способами погрузить куда то ум
вот как мне показалось цитаты св. отцов говорят о том, что прежде нужно очистится от деятельного греха и сосредоточить ум  в слова молитвы и не думать о другом, не стараться куда то что то погрузить.

и все.

 Да пойми ты, чудо человек, что ничего ты не очистишь без опускания куда нибудь чего нибудь. Ты вот 13 лет уже круги нарезаешь. И что? Не запыхался? Степень только увеличивается а деятельность сильно связана и этапы переплетены. Они не один за другим идут а вместе. И дискретное рассмотрение их просто удобно на начальном этапе чтобы различать. А не разделять их.

а то все что было описано некоторыми участниками форума о своем опыте - больше напоминает некое занятие медитацией.

Если ты имеешь понятие о медитации то в качестве техники это не плохое подспорье. Потому как дает знакомство и понятие о состояниях сознания. Только работа разная. Поэтому к медитации практика имеет лишь отношение поверхностно схожее.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #291 : 19 Июль 2011, 13:14:45 »
Но делание Ваше построено на принципе "наоборот".

наоборот ?
наоборот чего?

Да не святых читать да еще и интерпретировать и пытаться что то срисовать, а свою молитву надо углублять и по ним сверяться. У святых тоже у многих опыт разный и бывает кажется противоречивый. Цель одна только. И они ее достигли в той или иной мере.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #292 : 19 Июль 2011, 13:21:53 »
Продолжаю знакомиться с форумом.
Прочитав данную тему я понял, что ничего не знаю о той практике Иисусовой молитве о которой Вы пишете. Наверное я далек от Вашего опыта.


……….Выход грехов через голову с ощущение в голове давлений и болей.
 

……….движение этого комка снизу вверх……….

 
.
………. есть общий процесс—метанойя…….

…..Т.е. молясь о других и прмименяя ИМ кпд выше чем просто ИМ……...
 

………Внимание – чаще середина груди, реже живот. ……….

…….. вышел бы из сердечной области и сильной однократной молитвой из словесной области вошел бы внутрь…………..

…………пришло понятие что это пространство (для меня) лишено движения и замкнуто в своей самодостаточности………………..

……. случается, что эти смыслы как бы "прессуются" в один импульс, и тогда сознание забирается куда-то особенно глубоко, но каково там - не могу разобрать, мгновенно "выскакиваю".

 
...Были еще такие ощущения. Из сердца как бы выплююнося кусок боли под правую лопатку………..

………….Сначала нормальный ритм сердца, разгон и выход - такое же ощутил, потом спокойствие и тишина. ………….

………….Последнее время интенсивно тянется что то из района солнечного сплетения, …………

………. я бы попробовал с силой, решительно войти в сердце (средину груди) усиленной молитвой. Томить сердце извне, со стороны словесной области, или изнутри, но расслабленной молитвой……………

…………… при перенесении в другое место, от глубоко под животом до головы………….


Вот, что имеется ввиду.
разве это не медитация?

что это за молитва?

я о такой и не слышал и не видел, и не ощущал...
Вот и это хотелось спросить...
Где вы черпаете такие опыты?
Кто Вас такому учит?

Ведь говорят св. отцы: прежде очистить деятельные страсти,...а потом Господь сам все даст... Так вот это потом это же не через пять минут ...это года....Ровно столько сколько мы будем жить в нашей грязи.

И как бы мы не старались сесть в позу "лотоса" и начать сосредоточено куда то "входить" кроме самообмана ни к чему не придем.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #293 : 19 Июль 2011, 13:32:53 »
разве это не медитация?

Нет.

что это за молитва?

Это попытка людей передать словами свои внутренние переживания при практике ИМ с сосредоточением внимания от вне во внутрь. И если молился только внешней молитвой, то сопоставить будет не с чем.

я о такой и не слышал и не видел, и не ощущал...
Вот и это хотелось спросить...
Где вы черпаете такие опыты?
Кто Вас такому учит?

http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm


Ведь говорят св. отцы: прежде очистить деятельные страсти,...а потом Господь сам все даст... Так вот это потом это же не через пять минут ...это года....Ровно столько сколько мы будем жить в нашей грязи.

Да, это жизнь. И в ней потихоньку происходит и помалу Бог дает. Сам страсти не очистишь. Пытайся. Возможно будешь первым.

И как бы мы не старались сесть в позу "лотоса" и начать сосредоточено куда то "входить" кроме самообмана ни к чему не придем.

Аминь. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #294 : 19 Июль 2011, 13:45:35 »
Мне показалась очень интересной цитата (может, кому-нибудь пригодится)
из книги св.Паисия Святогорца "Письма":

"Непрестанная молитва и познание самого себя

Для творения непрестанной молитвы, если хочешь, используй простой способ, если
ты сам человек простой и можешь не понять действительный смысл писаний
отцов-исихастов "Добротолюбия" и впасть в прелесть. Ибо некоторые, к несчастью,
не ставят своей целью совлечение с себя ветхого человека, покаяние, смирение и
не пользуются аскезой как вспомогательным средством для освящения души, чтобы
глубоко почувствовать свою греховность, ощутить великую нужду в милости Божией и
чтобы со сладкой болью произносить: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", но
начинают с сухой аскезы и стремятся к божественным наслаждениям и свету,
постоянно умножая количество четок и в помыслах представляя себя святыми от
математического подсчета прочитанных четок. Они, само собой разумеется,
сооружают себе скамейку точно по сантиметрам, и все остальное, то есть склонение
головы и дыхание, у них точно такое, о каком пишут святые Каллисты и Григории в
"Добротолюбии", тогда как это всего лишь вспомогательные средства. После этого
они начинают думать, что находятся уже почти рядом со святыми, и непрерывно
молятся по четкам. Как только они начинают верить, что стали святыми, приходит
лукавый (враг) и ставит перед ними "телевизор", а затем следуют внушенные врагом
пророчества и т.д.
Поэтому, брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни
света, ни чудес, ни пророчеств - и вообще никаких дарований, но только покаяния.

Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог
вместе со Своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и
все, что нужно для помощи душам других людей.
Это вещи очень простые, и нет причин их усложнять. Следуя этому, мы будем
ощущать молитву как потребность и не будем чувствовать усталости, будем
произносить ее часто, и наше сердце будет ощущать сладостную боль, произнося
молитву, и Сам Христос будет источать в нашем сердце Свое сладкое утешение.
Итак, молитва не утомляет, но снимает утомление; она утомляет только тогда,
когда мы не понимаем ее смысла и смысла того, что говорят святые отцы. Когда мы
поймем нужду в милости Божией, мы не будем понуждать себя к молитве, но сама эта
нужда, как голод, будет принуждать нас к тому, чтобы мы открывали уста и "сосали
грудь", подобно младенцу, и чувствовали себя в то же время в полной
безопасности, как ребенок, находящийся в объятиях своей матери и радующийся при
этом.
Как "радистам", которыми мы, монахи, являемся, нам нужно иметь постоянную связь
с Богом и, если это возможно, для большей безопасности находиться в "непрерывном
прослушивании", чтобы каждую секунду получать щедро подаваемые божественные
силы. Конечно, враг не успокаивается и постоянно нападает различными способами.
Однако мы можем его использовать как бесплатного рабочего, чтобы он помогал нам
в непрестанной молитве. Когда, например, он принесет нам злые или хульные
помыслы, начнем молитву и скажем лукавому: "Хорошо, что ты подтолкнул меня,
потому что я забыл моего Христа". Если мы будем поступать таким образом и
захотим удержать лукавого, он не останется, потому что не настолько глуп, чтобы
работать даром и делать для нашей души добро.
Или, если мы захотим заняться "тонкой работой", возьмем по очереди свои самые
сильные страсти и замеченные нами в течение дня грехи и будем просить со
смирением милости Божией, чтобы избавиться от них, говоря: "Господи, Иисусе
Христе...". Таким образом страсти будут искореняться и одновременно у нас
останется добрая привычка к молитве, а не стремление только к внешней привычке
молиться, отчего возникают ложное мнение о себе и прелесть.
Итак, когда человек предварительно познаёт самого себя и начинает чувствовать
свою великую греховность и великие благодеяния Божий, тогда его сердце приходит
в сокрушение, каким бы гранитным оно ни было, и настоящие слезы сами собой
льются из глаз, и человек уже не принуждает себя ни к молитве, ни к слезам.
Потому что смирение и усердие постоянно сверлят сердце, источники слез
увеличиваются, и рука Божия постоянно ласкает усердное чадо, которое трудится
без устали…
Когда борешься со своей греховностью и производишь свою "тонкую работу", прежде
всего всегда имей надежду на Бога и удерживай ее крепко, чтобы она никогда не
оставляла тебя. Те грехи, которые не являются плотскими, можешь тщательно
исследовать, чтобы принуждать себя к смирению. Однако плотские грехи не исследуй
совсем, просто считай себя грязным бурдюком, полным нечистоты. Не дерзай также
творить молитву о людях, имеющих плотские грехи, не только потому, что это
является дерзостью, пока ты сам не примирился с Богом, но и потому, что после
этого враг будет днем осквернять тебя нечистыми помыслами, а ночью показывать
тебе непристойное кино и осквернять тебя... "

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #295 : 19 Июль 2011, 13:46:39 »
Это попытка людей передать словами свои внутренние переживания при практике ИМ с сосредоточением внимания от вне во внутрь. И если молился только внешней молитвой, то сопоставить будет не с чем.

Вы не хотите спросит у Афонских старцев.
об этом.
правильно ли это?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #296 : 19 Июль 2011, 13:51:36 »
Мне показалась очень интересной цитата
...
этого враг будет днем осквернять тебя нечистыми помыслами, а ночью показывать
тебе непристойное кино и осквернять тебя... "

 :-) Трям. Здрасте. Вторая серия. Предлагается ознакомиться с кучей цитат об опасности, таящейся в образной молитве и вреде всяческих визуализаций при оной. Ну смилуйтесь, люди добрые... Явите милость свою. Пожалейте.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #297 : 19 Июль 2011, 13:52:33 »
Это попытка людей передать словами свои внутренние переживания при практике ИМ с сосредоточением внимания от вне во внутрь. И если молился только внешней молитвой, то сопоставить будет не с чем.

Вы не хотите спросит у Афонских старцев.
об этом.
правильно ли это?

Григорий, спросите у авторов. У меня есть к кому обратиться если что.

И еще, а возможно ли избегать таких абстрактных понятий, как "Афонские старцы"? Тем более что у меня есть сомнения что у вас есть возможность различить кто есть кто.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

ГеоргийA

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #298 : 19 Июль 2011, 13:57:29 »
Мне показалась очень интересной цитата (может, кому-нибудь пригодится)
из книги св.Паисия Святогорца "Письма":

"Непрестанная молитва и познание самого себя

....и можешь не понять действительный смысл писаний
отцов-исихастов "Добротолюбия" и впасть в прелесть.


Ибо некоторые, к несчастью,
не ставят своей целью совлечение с себя ветхого человека, покаяние, смирение и
не пользуются аскезой как вспомогательным средством для освящения души
,

о каком пишут святые Каллисты и Григории в
"Добротолюбии", тогда как это всего лишь вспомогательные средства.



.........приходит
лукавый (враг) и ставит перед ними "телевизор", .........



Поэтому, брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни
света, ни чудес, ни пророчеств - и вообще никаких дарований, но только покаяния.



Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию,



..........а не стремление только к внешней привычке
молиться, отчего возникают ложное мнение о себе и прелесть.





Спаси Господи.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О видах молитвы - 2
« Ответ #299 : 19 Июль 2011, 13:59:11 »
 Все! Пойду застрелюсь ....  :-D
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.