Так приведенные выборки и не про ощущения никак...
Разрешите с этим не согласиться. Те кто углубляются в молитву, и имеют к ней навык, они творят эту молитву именно в "сердечном месте", там где теплиться Божественная лампада-Огнь. А если его и нет, то неким божественным наитием они познают то "алтарное место", где происходит таинство созидания внутреннего человека. "Сердечное место"-это вполне реальное место...оно не может быть символическим. Вы поинтересуйтесь у своего наставника.Я думаю, что он скажет то же что и я.
…………. Ну, скажем, при печали не щемит ли, не колет ли в сердце, а при гневе не появляются ли неприятные ощущения в животе (в чреве), при радости нет ли в Вашей груди ощущения легкого и глубокого дыхания, переизбытка кислорода?
………...сначала их надо ……………, раздразнить и заставить подняться из глубин чрева...молитва - тот самый бур, которым только и можно достать до укоренившихся глубоко внутри нас страстей...А иначе и через 10-15 лет ежедневного молитвенного бу-бу-бу наша гордыня так и будет водить за нос и нас самих и тех, кому мы будем пытаться внушить, что только окормление у старца - залог успеха в УД...
...техника нужна у кого не получается...
Только что прочитал реакцию на мои цитаты в теме «О ДУХОВНИКЕ»…
Подумалось, что не нужно еще и здесь, что то писать.
Но, что бы завершить мою мысль несколько напишу……..
Простите еще раз, что скопировал столько цитат, как мне показалось немного трудным дать ссылку на предложение в некоем абзаце конкретной книги.
В приведенных книгах я не смог найти похожие руководства о описываемых опытах на этом форуме о Иисусовой молитве. Что само собой еще больше породило вопросов к описываемым опытам. И еще раз подтвердило, что без искусного и опытного наставника в сем святом деле очень трудно, и я даже бы сказал и опасно.
На мой взгляд сегодняшняя опасность изучения по книгам и самовольного творения Иисусовой молитвы лежит как раз в неправильном понимании значения словосочетания «сердечное место», и «опускания ума в сердце».
Что же все таки это означает если проанализировать цитаты которые были приведены.:
Старец Лука м. Филофей Афон: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце. Взывая ко Господу с нечистым сердцем мы уподобляемся тем, которые приглашая к себе в гости гостей, совсем не приуготовляют для этого дом, а скорее приглашают их в сарай. И ничего кроме того, что бы очистить наше сердце и призывать Господа нам не нужно делать. Остальное если Господу будет угодно сделает благодать.»Прежде всякого молитвенного делания нам нужно очистить сердце. И это не один «акт», как нам кажется: сел сосредоточился, очистил, и опустил ум в сердце. Нет.
Очищения сердца – это длительное тяжелое действие которое может продолжатся много времени, месяцы, годы и жизнь. И пока наше сердце черство и не имеет истинного покаяния то никакие технические призывания не смогут призвать Благодать Божию.
Сколько нужно времени, что бы мы научились слышать нашу совесть, разве это может заключится в один «акт»?. Прежде нашего «дерзновения» призывать Благодать Божию, нам нужно положить хотя бы малое начало нашего труда, отсечь действуемые помысли, смертные грехи, и страсти, отсечь своеволие, нетерпение, раздражительность, научиться всех любить и всех прощать.
Симеон Новый Богослов говорит: «Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда:»Симеон Новый Богослов не двусмысленно указывает не последовательность в умном делании. Именно последовательность является главным в этом делании.
Симеон Новый Богослов: «Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без
послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим <духовным> и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. <Пред> отцом же своим <духовным ты должен хранить совесть>, чтобы делать " ни добавляя, ни убавляя " все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи " пище, питье и одежде; говоря проще " делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.»Как видно пр. Симеон описывая первое с чего надо начинать желавшему познать и обрести Иисусову молитву указывает на совесть. Ибо не научившийся слушать свою совесть не может идти далее. Что же это такое? Повторюсь, то, что здесь воспринимается как один молитвенный «акт» на самом деле занимает годы, а может и жизнь.
Что значит хранить совесть? Это значит:
первое услышать ее,
второе: начать борьбу внутри себя с ветхим человеком и услышать ее, распознавая при этом то о чем она говорит, и третье: делать то о чем она говорит.
Ведь согласитесь, что этот этап очень трудный. Как порой мы, и видя и слыша ее – ее специально приглушаем или же не хотим слышать. Научиться жить по совести значит –стараться никого не обижать, быть осторожным по отношению с ближним, не лукавить, не лгать, не приносить вреда, не раздражаться. И если и не хватает сил исполнять это, то обличаемы всегда нашей совестью мы должны тотчас приносить исповедальное покаяние и просить Господа Дабы нас укрепил.
Так преподобный
Нил Сорский, говоря: «Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами», говорит о том, что бы прежде нежели говорить с Богом надобно устыдить свою дерзость и бесстыдство вмещающее в себе самонадеянность, отсутствие покаяния и трезвения.
Так же и советует, а скорее говорит указательно
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания?» О чем же говорит это «замечание» Святителя, как не о том, что бы прежде «иссушения» своих страстей не дерзать на сие дело.
Вторая ступень духовного повзросления по наставлению
Симеона Нового Богослова «…превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.» Здесь прп. Симеон указывает на то, что нам следует после того как мы укротим смертные страсти и грехи и положим начало укрощению оставшихся и новых нам надобно положить начало псалмопению и молитвословию. Принося покаяние Господу нашему Иисусу Христу. Псалмопение, каноны и акафисты закрепят доброе начало нашему деланию. Тем самым положа начало отсечению самомнению, гордости, прелести и тщеславия, так как молясь молитвословиями составленными Святыми мы тем самым смиряем себя вверяя себя в некоем смысле их опыту.
Третья ступень по наставлению
Симеона Нового Богослова «Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.» Четвертая ступень по наставлению Симеона Нового Богослова «За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.»Как видно основное на что делается ударении, так это укрощение своих страстей и истинное действуемое покаяние.
Тем самым приуготовляя покаянием наше сердце для Господа мы призываем Его туда. И призываем именно своим покаянием и очищением сердца. Ведь как можно призывать Господа проведя сознательно день суетно и не имея истинного покаяния. Загрязнив свое сердце спорами, раздражением, блудным воззрением, проведя часы в просмотрах разного видео и слушание разного, удовлетворяясь земными благами, услаждая свои чувства, сознательно лукавя и обманывая.
Ежели нет покаяния но ум понимает, что без него нам нельзя то призывая Господа дать нам сие покаяние надеемся получить утешительные слезы.
Господу всесилен, Он может призвать человека конечно и без покаяния.
Что же происходит после того как человек приобретает «трезвость», покаяние и научается понемногу хранить совесть? Как происходит опускания «ума в сердце»?
Старец Лука м. Филофей Афон говорит: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце.» Этим старец говорит, что никаких специальных упражнений и усилий не требуется, и они (усилия) являются ошибочными.
Архиепископ Антоний (Голынско-Михайловский) говорит о месте сердечном : «скорее это значение символическое».
Так же замечает и переводчик Григория Паламы
В.Вениаминов «Видно, что сердце понимается у святого Григория не биологически».Святитель Игнатий Брянчанинов на вопрос ученика о сердечном месте ответил: «.. не хотелось бы мне слышать его ни от тебя, ни от кого другого из новоначальных. Не полезно тебе, — сказали Отцы, — узнать последующее прежде, нежели стяжаешь опытное знание предшествовавшего”.Предшествующее – это истинное покаяние, истинный плач, иссушение страстей. Это долгий путь которым идет христианин. И занимает этот путь много времени.
Для новоначальных
святитель Игнатий пишет: «Из этого явствует со всею очевидностью, что для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно.»Здесь Святитель советует в начале заключать ум в слова молитвы, и преджевремени не задумываться о месте сердечном.
Раскрывая то, для кого все же этот вход открыт
Святитель указывает: « …но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью.» Вход это открыт человеку прошедшему ступень познания себя и вошедшего в истинное покаяние.
Далее замечает :
« Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха,…»Здесь еще раз Святителем замечается то, что в начале нужно избавится от деятельного греха. Греха «физического»,. действуемого, что бы не грешить делом, словом. А после призывать Господа, что бы укрепил и дал сил противостоять помыслам. Но как и уже говорилось выше это не действие одного молитвенного «акта», это дело всей жизни: избавится от действуемого греха и начать борьбу с помыслами.
Святитель :
«..но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.»И пишет далее, как бы останавливая, гарячесть и не постепенность ученика:
«Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного»То, что это дается не сразу, а нужен долгий путь и пишет
прп. Симеон: «… четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным…. невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого старца иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по всем четырем, достичь совершенства.»В заключении :
Симеон Новый Богослов: «… сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, … отцом своим <духовным…. к людям и предметам.»
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха,…»
Святитель Игнатий Брянчанинов: «…. для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание — начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно.»
Архиепископ Антоний (Голынско-Михайловский) говорит о месте сердечном : «скорее это значение символическое».
Старец Лука м. Филофей Афон: «Если сердце будет чисто, ум сам опустится в сердце.»