тут в другой теме Нил писал (по-моему, справедливо), мол, вряд ли стоит предполагать, что в наше время христиане будут спасаться точно также, как древние отцы
безусловно надо учитывать опыт древних отцов, но необходимо видеть и разницу между "логосом" того времени и "логосом" нашего
поэтому, имхо, если отцы пишут что-нибудь вроде "пусть никто не обманывается, нельзя спастись без того-то и того-то", то это надо понимать именно в этом смысле: как конкретную рекомендацию для конкретных людей в определенное время (ну кроме того, еще и удачный полемический прием)
поэтому по поводу слез ничего не скажу, я не использую их как нарочитый прием, а если они приходят сами, не пытаюсь их вызвать заново или продлить их действие; но я и не считаю, что это единственно возможное правильное к ним отношение