Арх. Софроний Сахаров в книге "о молитве Иисусовой":
Свидетельствую, что когда при сильном отвращении к самому себе, как я есмь, всё существо погружается в молитву ко Христу, вырывающую дух наш из когтистых тисков страстей и материи, тогда ощущение Божественной вечности настолько ярко, что никакая логика или психоанализ не могут поколебать очевидности.
Для меня это развилка. И камень преткновения. Сейчас объясню.
В какой-то момент очень четко, опытно понимаешь, где есть Ты сам, истинный Ты.
Порушенный храм тела, непреображенные эмоции, бродячий ум – это не ты вовсе.
Ты, истинный, наблюдаешь за этим големом со стороны.
И, по умолчанию, наблюдаешь бесстрастно и беспристрастно.
stille писал на форуме:
а когда находится для ума сил, чтобы наблюдать, просвечивая, за всем этим сверху – то он родитель, наблюдающий за игрой «ребят» в песочнице…
и
Он же многослойный (ум) ... ум не участвует в созидании слова, но созерцает – вот про эту созерцательную «часть» речь.
и вот, все слои ума отшелушены и под ними Ты.
Неважно, что потом на время найдет омрачение – Ты уже знаешь, где Ты. Тебя не обманешь
Ну и зачем тогда все эти "сильные отвращения к себе", "держание ума в осознании греховности", "держать свой ум во аде" – если это не более чем психотехники, к тому же лживые. Потому что они предполагают вот что: сознательно забыть, что Ты – не есть этот падший уме и эти страсти. Ведь Ты ясен, неизменен, неколебим и бесстрастен. И Тебя не разрушить ничем – просто потому что нет таких "врат адовых", которые это могут сделать...
А все эти психотехники после осознавания, кто Ты есть на самом деле – это эмуляция грехопадения. По-новой.
То есть, уже зная, что мы – не эта грешащая хрень, мы заново должны сделать вид, что мы – это она, заново с ней отождествиться. Ради самого Делания, что ли?
Но я вот о чем. Непреложно зная, кто истинный Ты, попадаешь на развилку.
1 Можно, живя в истинном нерушимом Я, радикально забить на "старый мешок с его грехами", предоставив ему его роботоподобное существование. Это выбор адвайты.
2 Можно считать этот "мешок" и то как он вопринимает "мир" чистой иллюзией, которая самоочистится и предстанет как истинное видение по мере твоего пребывания в безмолвии истинного Я. Это подход Махамудры.
3 Можно принять этот "мешок" как соединенную со Мной искаженную часть меня – пусть и он "чистится и светлится" в общем процессе.
Мне, в общем, такой подход близок. Но почему надо в него входить, отождествляться с его "греховностью"
и с его "адом" – все равно не пойму...
Интересно услышать мнение участников форума.