как и ожидалось, мало кто поймет, что это такое. одно дело обращать внимание на помысел - этого делать не надо. другое дело, когда в чисто молящемся уме, самосозерцающем свое состояние в боге, видятся духи, которые пытаются прильнуть. это не помыслы, а как бы чужой ум как полупрозрачное облако наводится сначала. или что-то типа чужого ума. если на это не обращать внимание, то они еще наглее влезают, оно обволакивает ум, так что не получается увести ум. приходится не иначе как отпинываться. но как отпинываться - не самому, а через молитву, самой молитвой, молитва не прекращается (молитва не словесная - чистая, безобразная), ум весь соединен с молитвой, отпинывать эту дрянь от молитвы молитвой. я просто не знаю как объяснить. на это соединение ума с богом начинает дуть злой ветерок, надувать свой дух, обступать ум. помыслов еще нету. тут чтобы удержать молитву, приходится напрягаться и выпинывать тонко засасывающую ум грязь. это не молитва словами, а чисто умовое борение. лукавое наростает вокруг, обступает созерцание, а чтобы обратно вернуться к нему, расшириться к прежнему созерцанию, необходимо борение, отторжение этого обволакивающего духа. на место тумана, где он отлипает, опять возвращается чистота. но если не бороться, то он просто сначала заволакивает, и только после этого начинается помысловое сеяние не по силам - он просто напросто забирает свое, даже если молитва в значительной степени осталась. увы, у отцов описания подобной брани я не встречал, а это только один пример. только прежде чем советовать, что дескать не надо обращать внимание по отцам, сначала скажите, наблюдали ли в себе такое?