Исихазм

Автор Тема: Борьба со страстями телесными.  (Прочитано 40245 раз)

Василий

  • 3
  • Сообщений: 84
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #105 : 27 Август 2012, 06:54:51 »
Мне вот тут вспомнилась одна притча о Драконе:
Жил да был Дракон и был он очень очень злой, что ни день что ни ночь, приносил он людям очередные свои проказы, а то возьмет да и слопает кого нибудь. И вот как то угораздило этому Дракону забраться в ледяную пещеру ну и замерз он там бедолага. Все люди вокруг обрадовались, "надо же" - говорили они друг другу - "наш Дракон наконец то замерз!". И вот захотели они разместить эту уже замерзшую историческую достопримечательность на главной площади города. Да не тут то было, стоило Дракону там отлежаться часок-другой, как он начал оттаивать и оживать. А как оттаял, такой злости исполнился, что всех кто был рядом пожрал без оглядки.

А притча эта вот к чему, можно понимать причину своих страстей, держать пост, всячески ограничивать себя, считать что душа побуждает ко злу (или не считать этого), даже знать послание к Коринфянам апостола Павла ..но страсти-мордасти от этого никуда не денутся, напротив, стоит только свернуть в сторонку, вернуться к прежнему, а такое надо признаться очень даже может произойти, разгорятся с такой силой, что свернут на нет все усилия и достижения.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #106 : 27 Август 2012, 10:44:36 »
Надо пытаться, ведь именно попытками постепенно страсть истончается и придет день когда попытка окончится завершением страсти.
Тем более неудавшаяся попытка есть повод для смирения и еще не известно почему страсть не уходит, возможно потому что победа может быть приписана себе.
Т.е. на уничтожении страсти не хватает смирения. 

Понятно что перед окончательным выходом страсти самое большое ее сопротивление. И если вначале боролся, условно, с одним бесом то в конце с сотней.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #107 : 27 Август 2012, 11:11:05 »
Мне вот тут вспомнилась одна притча о Драконе:
Жил да был Дракон и был он очень очень злой, что ни день что ни ночь, приносил он людям очередные свои проказы, а то возьмет да и слопает кого нибудь. И вот как то угораздило этому Дракону забраться в ледяную пещеру ну и замерз он там бедолага. Все люди вокруг обрадовались, "надо же" - говорили они друг другу - "наш Дракон наконец то замерз!". И вот захотели они разместить эту уже замерзшую историческую достопримечательность на главной площади города. Да не тут то было, стоило Дракону там отлежаться часок-другой, как он начал оттаивать и оживать. А как оттаял, такой злости исполнился, что всех кто был рядом пожрал без оглядки.

А притча эта вот к чему, можно понимать причину своих страстей, держать пост, всячески ограничивать себя, считать что душа побуждает ко злу (или не считать этого), даже знать послание к Коринфянам апостола Павла ..но страсти-мордасти от этого никуда не денутся, напротив, стоит только свернуть в сторонку, вернуться к прежнему, а такое надо признаться очень даже может произойти, разгорятся с такой силой, что свернут на нет все усилия и достижения.

 Страсти  появляются лишь у христиан, у остальных - это их богатсво, это их СТРАСТИ, расширяющие широту восприятия.
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #109 : 27 Август 2012, 12:26:15 »


 Страсти  появляются лишь у христиан, у остальных - это их богатсво, это их СТРАСТИ, расширяющие широту восприятия.

Вы лишаете христиан смысла жизни ...одумайтесь ...
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #111 : 27 Август 2012, 13:03:34 »
http://my-hit.ru/film/7133/online

+100 :-) Философский мульт...

Смотрю и понимаю что ...Дракон всегда хочет убить....у него нет выбора... у человека всегда он есть :-) это начало ..
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #112 : 27 Август 2012, 14:26:25 »
А притча эта вот к чему, можно понимать причину своих страстей, держать пост, всячески ограничивать себя, считать что душа побуждает ко злу (или не считать этого), даже знать послание к Коринфянам апостола Павла ..но страсти-мордасти от этого никуда не денутся, напротив, стоит только свернуть в сторонку, вернуться к прежнему, а такое надо признаться очень даже может произойти, разгорятся с такой силой, что свернут на нет все усилия и достижения.
Мне как-то один человек вопрос задал. Вот у меня есть собака, я попаду вместе с ней в рай и она умрёт... разве я не опечалюсь?!
Получается что нет вовсе на свете (этом) людей завязавших с пагубными привычками(?)... страсти- мордасти остаются, бросившие лицемерят , врут и пр. и пытаться даже не стоит, т.к. всё не по настоящему?
« Последнее редактирование: 27 Август 2012, 14:41:17 от ИванычЪ »

Василий

  • 3
  • Сообщений: 84
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #113 : 28 Август 2012, 01:23:21 »
Михаил, знаете, мне бы не хотелось чтобы финал этой борьбы ознаменовался завершением страсти, вот честно скажу, не хотелось бы, как то чем то кладбищенским таким, мертвым от всего этого веет, когда страсти нет. Вот трансформацией ее - это другое дело, когда уже и не страсть это с безумными глазами, которая сама не знает чего хочет, а некая сила, сила послушная, исправная, словно добротный мотор от "Феррари" на 500 лошадок, никак не меньше, способная довезти ездока до горного селения Духовные высоты.
А что касается того, что страсти появляются лишь у христиан, то конечно же это не так, все мы люди, у каждого две руки, две ноги, голова да сердце, ну и остальные внутренности. Но вот социальные устои и ценности - да, разные, в традиционном христианском обществе они одни, в том обществе что было 50 лет назад вторые, в современном третьи, мораль - опять же разная, то что морально в Китае, может быть аморальным в Европе и наоборот. И расширяют ли они у остальных широту восприятия?.. Ну да, в христианстве пожалуй чаще чем в других религиях (пр. Ислам) и философских течениях (пр. Буддизм) встречается такое выражение как "борьба со своими страстями" и в силу того, что оно когда то было искажено и многие стали понимать его буквально (и продолжают делать это и поныне в силу преемственности) сразу же начинали неистово бороться, до потери пульса и сознания, конечно же дальше идеи и очередных безуспешных попыток такая борьба не заходила и реализоваться практически не могла, в силу того, что противоречила самой природе страстей, немногие понимали что страсти неотъемлемая часть человека и человек без них жить не может. Также не понимали и того, что со страстями бороться бесполезно, да и не нужно, это чревато различными последствиями, например обострением ряда психо-неврологических заболеваний, что их можно лишь "приручить", трансформировать их в нечто более диференцируемое в противовес изначальной хаотичности. Ну так вот, у других, несмотря на то, что это выражение или его смысловые эквиваленты ("борьба со своими страстями") встречаются реже, также мало понимания того, что же такое страсть и откуда же она такая сякая берется, ну и что же с ней делать то в конце концов. Соответственно откуда же этой самой широте и взяться то у них, таких же горемычных.
ИванычЪ думаю ответил и на Ваш вопрос также.

Осталось лишь одно, вроде и понимаешь теперь, что бутерброд маслом намазан со страстями вперемежку, а полакомиться все равно равно не получается.
Локоть близко да не укусишь) 

P.S. Просьба не воспринимать мой краткий исторический экскурс буквально, во многом его содержимое это результат моих размышлений  :wink:

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #114 : 28 Август 2012, 09:04:38 »
Я согласен что страсть это гипертрафированная добродетель.
Я писал по этому поводу что если ее компенсировать противоположной добродетелью и встать посередине то будешь иметь две противоположные добродетели.
Конечно можно задаться вопросом какая противоположна чревоугодию и другим телесным грехам.
Но это рассмотрение оставлю другим, если интересно. Вот если пойдет диалог в этом направлении тогда подключусь. :)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #115 : 13 Май 2013, 11:47:50 »
Вот нашел эту незаконченную тему. Ради нее я пришел сюда. Поставил сообщение что бы наверху у меня была.

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #116 : 22 Май 2013, 12:56:39 »
Мне кажется имеет смысл отличать два подхода в борьбе со страстями – дисциплина и самоограничение. Два противоположных подхода.

Под дисциплиной понимается не "армейская дисциплина" вроде встать в пять утра и носится вокруг дома по морозу до посинения, а осознавание момента потакания своему эмоциональному реагированию. Или в терминологии с.о. (прилог-сочетание-сложение-пленение)  осознавание момента сочетания и сложения с прилогом. Т.е. дисциплина – это секунда на размышление – оказаться во власти прилога или нет. Бесстрастный отличается от обычного человека тем, что у него эта секунда есть.

Противоположность дисциплине – самоограничение. Если дисциплина приходит со стороны осознанности, то самоограничение связано с эмоциями. Самоограничение начинается, когда уже произошло пленение и является, в свою очередь, новым эмоциональным реагированием на произходящее. Т.е новой страстью. Человек в итоге к бесстрастности не приблизился ни на йоту. Наоборот, по сути он теперь находится под властью двух страстей.

Кроме того, так как самоограничение завязано на эмоциональном реагировании, то с изменением эмоционального состояния, страсть снова с нами. Поэтому самоограничение – худший способ потакания себе. Только видимость борьбы, неведущая никуда.

Думаю, осознание различий между дисциплиной и самоограничением может помочь избежать многих лет выматывающей и безрезультатной борьбы со страстями.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #117 : 22 Май 2013, 13:23:04 »
осознавание момента сочетания и сложения с прилогом. Т.е. дисциплина – это секунда на размышление – оказаться во власти прилога или нет.

Что такое "прилог"? Любую ли мысль можно так назвать (в голове постоянно происходит анализ и осмысление происходящего), или только какую-то особую (напрямую связанную с имеющейся страстью)?

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #118 : 22 Май 2013, 13:48:37 »
Сорри, Елена, я не совсем понимаю смысл Вашего вопроса. Это действительно важно?

В принципе наверное любую. Только не мысль. Мысль еще должна оформиться как переживание. Прилог – скорее самый первый импульс. Но смысл не в этом, а в том, что не любой прилог вызывает эмоциональный отклик – соответсвенно какой смысл рассматривать те, которыми человек всёравно не пленится?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Борьба со страстями телесными.
« Ответ #119 : 22 Май 2013, 13:58:46 »
Мне кажется имеет смысл отличать два подхода в борьбе со страстями – дисциплина и самоограничение. Два противоположных подхода.
Неоднократно высказывал уже своё личное мнение, но повторюсь ещё раз. Нисколько не умаляя опыт Отцов-молитвенников, считаю, что любая форма борьбы с собственными страстями отвлекает от самого главного - стяжания Духа Свята, т.е. от интенсивной и реальной молитвы. Нам неоднократно дают понять, что мы не можем спастись своими собственными усилиями, и, тем не менее, какие-то "силы" внушают нам постоянно об необходимости борьбы со страстями, как предварительного условия для вселения Духа Свята. Т.е. телега опять ставится впереди лошади, а потом, спустя годы обнаруживается что всё это было только:
.....Только видимость борьбы, неведущая никуда.
Думаю, осознание различий между дисциплиной и самоограничением может помочь избежать многих лет выматывающей и безрезультатной борьбы со страстями.
Думаю, что осознание собственной безпомощности и упорная, непрестанная молитва ко Святому Духу и Господу Христу об избавлении от своей животной природы, вочеловечивание перед обоживанием, может помочь избежать многих лет выматывающей и безрезультатной борьбы со страстями. 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.