Но все же, можно оценить, какую часть суток, по "мирскому" времени, подвижник чисто молится и безмолвствует. Какую – притрудно концентрируется в сердечной молитве, несет свой крест. А какая часть суток тратится напрасно...вот в чем сущностной вопрос.
Это действительно сущностный вопрос для молящихся в условиях общежительной среды.
Можно замкнуться во внутреннюю пустыню и не обрести там безмолвия. Я попробовал, но пришел ответ, что в условиях частого взаимодействия с людьми безмолвие не охраняется замкнутостью внутри себя и отрешенностью от проблем житейских и взаимотношений с ближними. Такая замкнутость вступает в противоречие с исполнением заповеди любви к ближнему и усиливает самостное ЭГО, которое является основным препятствием для продвижения к чистой молитве.
Этот ответ не плод размышлений рассудочного ума. Ответ пришел, как познание "просветленной любви к ближнему" (термин прп.Исаака). Вкушение такого состояния по своему обучающему действию можно сравнить с вкушением любви Христовой. Оба проявления единой Любви есть урок благодати и не соблюдаются размышлением или произволением, или заботой о ближних, хотя это необходимо для восприятия и усвоения урока.
Сначала пришло просветление, в котором служение ближнему было не в труд и принуждение, а в радость. Забота и попечение не о себе доставляло наслаждение. А спустя 9 месяцев пришло понимание урока через мое отступление от того образа жизни во взаимоотношениях с ближними, которому обучила благодать.Такое отступление даже в эгоистическом помысле (еще не в слове и не в действии) затмевало среду (воздух) распространения света ( в терминологии прп.Исаака) и гасило второе солнце рассудительности. Этим было показано, в чем именно состоит суть хранения безмолвия в условиях взаимодействия с ближними. Если к этому не стремиться в произволении своем, то воздух затмевается непроницаемыми завесами ЭГО. И тогда никакие молитвенные усилия не сделают ее чистой.
Прозелит, спасибо, что подняли этот вопрос. Он указывает еще и на признак истинности мистических опытов и молитвенных трудов. Благодатные состояния и уроки оставления благодати постепенно обучают очищают от самостного ЭГО. И если у молящегося оно не уменьшается. а усиливается и он начинает сторониться ближних или жалеть, что не может от них уединиться, то это признак ошибочных произволений в молитве и незаметного принятия вражьих помыслов, увлекающих в наслаждение состояниями и собственное превозношение над ближними. Такой молящийся хорошо замечает человеческие недостатки у ближних, у монахов, у священников, у святых отцов, у бабушек в церкви, у всех, кроме себя. И если посмотреть, какими размышлениями занят ум, то может оказаться, что большую часть времени ум его блуждает по нехорошим темам (в терминологии прп.Исаака о безмолвии). У всякого человека есть недостатки, но если ум направлен и заточен на их различение и размышления о них, то молящийся молится впустую. Точнее во время молитвы созидает и приближается к Богу, а во время общения и размышлений затмевает воздух вонями, от которых благодать отворачивается.
Когда я рассказывал схиархимандриту Иоакиму (Парр) о своих благодатных мистических опытах, то он не стал распрашивать и уточнять, как они протекали, а выслушав спросил: "Какие измения во взаимотношениях с ближними я заметил?". Тогда меня это удивило. Причем тут это? Я о молитве, а он взаимоотношениях. Я о внутреннем, а он о внешнем? В его беседах мало говорится о молитве, но много о любви к себе и любви к ближнему. И в этом плоды и следствие истинности молитвенных трудов. И благословлял он меня не на Иисусову молитву, а на молитву в единстве с любовью к ближним и служением ближним. Это удивило, но после этого благословления и пришла благодать "просветленной любви к ближнему"
Кто понимает суть благословения, тот поймет, что Neovit не пропагандирует "нирвану" и наслаждение мистикой. И что посты мои имеют мотивом не трерожник Лествичника, хоть от него никуда не денешься.