Наша душа трехсоставная. Духовный свет есть в каждой из трех частей, но так как эти части пока не объединены, то мы все по-разному воспринимаем и ощущаем этот свет и приход благодати. Кто-то хорошо ощущает умственный свет, а кто-то, к примеру, воспринимает более сердечный свет.
Т.е. душа делится на:
разумевательную часть, желательную и раздражительную...каким боком сюда попало сердце?...
Если взять предложенное Вами деление души, то можно увидеть, что
под разумевательной частью святые отцы рассматривали мыслительную силу души или ум,
под раздражительной - чувственную или сердце и
под желательной – действенную силу или волю.
Сердце, конечно же, главным образом, понимается как духовный центр человека, объединяющий все силы тела, души и духа. Но иногда, оно рассматривается святыми отцами и как эмоциональный орган, отвечающий за чувства. В предложенном Вами делении как раз и подразумевается такое понимание – сердце представляет раздражительную силу души.
И ещё...Свет в душу приходит из сердца...это Свет Духа--лично я ТАК мню ...
Святые говорят о том что искра Божия в человеке это ум...вполне возможно подразумевая дух человеческий...
Так что в раздражительной и желательной частях никакого света нет...а вот страстей хоть пруд пруди...
Вы бы поаккуратней с догматикой ...
Святые отцы также говорят и о том, что ум – это не только сила души, но и вся душа. Да, у падшего человека душа разрываема на части страстями. Поэтому и кажется, что где-то есть свет (искра Божия), а где-то его нет. Но, даже, если этот свет и скрыт от наших глаз, как, например, - в раздражительной и желательной частях, он все равно там существует. Да, его немного, совсем немного, но он есть. И об этом тоже говорят нам отцы, когда указывают на то, что душа «находится по всему телу, а не в одном месте» (св.Григорий Палама).
Но я также понимаю, о чем Вы хотите сказать словами: «Свет в душу приходит из сердца». Когда силой благодати все части или силы души воссоединяются в своем духовном центре – сердце, то тогда, по словам Софрония Сахарова, Бог и открывается человеку. Он открывается «как любовь и свет».
\\\Исходя из этого, «человек ума» считает дело очищения ума более легким, чем сердца, а «человек сердца», напротив, очищение ума считает более сложной задачей. \\\
Ну а это с моей точки зрения вообще из области советской психологии...
Ну, это не более чем шутка такая… в ответ на вот это: 128 пост этой темы.
Не стоит углубляться в личное богословие...лучше держаться святоотеческого...так безопасней...
Это точно!))