Но всё же возражения Кнопки и мои по поводу исчезновения ума в созерцательной молитве остаются в силе. Может, поговорим об этом позже?
Меня в этом вопросе беспокоит только разветвлённая и развитая после Христа мистика молитвенного делания, само существование которой указывает [мне и только мне] на значительные лакуны в Новом Завете, которые вынужденно были заполнены св. Отцами [прежде всего - молитвенниками].
Леонид, давайте уточним терминологию. Вы употребили термин "созерцательная молитва". Если имеется ввиду то состояние, в которое восхищается молящийся чистой молитвой, то некоторые отцы называют его молитвой, но не потому что, молитва продолжается, а потому что молитва предшествовала созерцанию.
Обратите внимание на высказывание прп.Исаака. в котором он говорит, что после чистой молитвы молитва прекращается и называет это духовной молитвой. То-есть духовная или созерцательная молитва - это не молитва ( ну, чистый исихаст: молитва не молитва и т.д.):
"ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитвы, - молитва делается тогда как бы посредницею
между молитвою душевною и духовною. И когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро вступает в оную область,
прекращается и молитва. Ибо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом,
не молитвою молятся, но с изумлением водворяются в веселящей их славе".
Если говорить по исихастки, то в духовной (созерцательной) молитве-немолитве ум исчезает-неисчезает, деятелен-недеятелен, молчит-немолчит. И это не балетные па перед зрителем. Кто вкусил разницу между чувствами душевными и духовными, тот также может со знанием разницы сказать, что духовные чувства не чувства. Также и с умом. Тот ум, который дается Господом в созерцании уже не тот ум, который мы знаем, но ум Христов. Это не наш привыный ум, но наш и не наш ум Христов. В этом смысле даже не поворачивается язык сказать, что ум Христов недеятелен. Но если сказать, что он деятелен, то это тоже. что сказать ""Бог гневается", приписывая ему человеческие чувства. Ум Христов не челвеческий и мыслит Он не словами и не движениями ума человеческого. Поэтому человек воспринимает свое Я в созерцании, как "мертв и не мертв". Мертв, потому что исчезает человеское осознание бытия, а немертв, потому что возвращает его Господь к бытию. Мертв, потому, что еще не открыто ему иное осознание Я. Но возможно, в этом определении "мертв и не мертв" отражается два типа молчания ума "созантильное и несонательное".
Примерно так.