Вам уже делали замечание за менторство. Но тут мы имеем прям нирвану как вершину молитвы. Рассасывание личности, остановку деятельности ума... Вместо преображения. Или только мне тут видится косяк?)
Что ж, согласен, что Neovit в прелести, но еще в большей прелести те, кто не читают отцов. Поэтому просто вынужден привести цитаты в подтверждение слов о молчании ума (кого заинтересуют ссылки, то все это в двух томах прп.Исаака):
Что такое молитва?Молитва есть моление и попечение о чем-либо и вожделение чего-либо, как-то: избавления от здешних или будущих искушений, или вожделение наследия отцов, притом моление, которым человек приобретает себе помощь от Бога.
Сими движениями и ограничиваются движения молитвенные. Что такое чистота молитвы?А чистота и нечистота молитвы зависят от следующего: как скоро в то самое время, как ум приуготовляется принести одно из сказанных нами движений своих, примешивается к нему какая-либо
посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь, тогда молитва сия не называется чистою.Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек, ученик истины, есть точное размышление о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой> поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом - точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой.
Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы.
От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал по ним. 3.
Ибо есть плохое блуждание и хорошее блуждание. Когда ты на молитве, не стремись к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом, ибо это невозможно, но стремись блуждать в том, что является благом. Ибо даже чистая молитва есть также блуждание в чем-либо, но это блуждание прекрасно, ибо прекрасен поиск блага.
4. Блуждание плохо, когда в пустых помыслах или дурной мысли блуждает человек и когда помышляет он о дурном, молясь перед Богом.
5. Блуждание хорошо, когда по Богу блуждает разум во все время молитвы своей, по славе Его и величию, благодаря воспоминанию о <прочитанном> в Писании и прозрению в <смысл> божественных изречений и святых слов Духа. И
если кто старается связать свой помысел от блуждания или воспретить разуму своему самовольно входить <в размышление> о подобных вещах во время молитвы, то поистине нет другого столь безумного, как он, если думает он, что такой вид блуждания чужд и несвойственен чистой молитве. Ибо ни полезные воспоминания о <прочитанном> в писаниях Духа,3 ни пробуждение в разуме прозрений и созерцания божественных <благ> в час молитвы не считаем мы чуждыми чистоте молитвы и нарушающим собранность помыслов в молитве. Чтобы человек исследовал, думал и сосредоточенно размышлял о предмете моления и о содержании молитвы - это прекрасная молитва, если она созвучна цели заповедей Господа нашего. Весьма хороша такая собранность разума.
9.
Кто как-либо по-иному мыслит о чистоте помыслов и собранности разума, <думая>, что есть другой <способ> обрести их, тот недугует в неведении своем и ограничен грубостью своего образа мыслей.5
10. Ты же, о мудрый, неподвижности в молитве не требуй от разума, как делают глупцы, ибо
этого нельзя ожидать от естества. Но старайся, как делают мудрые, обрести прекрасные движения во время молитвы, а именно помышление о прозрениях Духа6 и утонченное сознание, которое в час молитвы помышляет об угождении воле Того, Кто есть Создатель всего: это вершина7 всякой добродетели и всякой молитвы.
Что такое молчание ума?7.
Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание разума, а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно другое - чтобы разум был
умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения в слова молитвы, и чтобы оставался без движений. Ни один человек не будет настолько неразумен, чтобы благодаря борьбе и силе воли желать обрести это; ибо
это дар откровения ума - это превышает меру чистой молитвы и неподвластно воле.Иногда сию, так называемую
духовную молитву в одном месте называют
путем, а в другом -
ведением и инде -
умным видением.[созерцанием] Видишь, как отцы переменяют названия предметов духовных? Ибо точное значение именований установляется предметами здешними, а
для предметов будущего века нет подлинного и истинного названия, [эта цитата для Прозелита в подверждение его слов] есть же о них одно простое ведение, которое выше всякого наименования и всякого составного начала, образа, цвета, очертания и всех слагаемых имен. Поэтому
когда душевное ведение возносится из видимого мира, тогда отцы в означение оного употребляют какие хотят названия, так как точных именований оному никто не знает.
Наконец, поверь, брат, что
ум имеет возможность различать свои движения только до предела чистой молитвы. Как же скоро достигает туда и не возвращается вспять или не оставляет молитвы, - молитва делается тогда как бы посредницею между молитвою душевною и духовною. И
когда ум в движении, тогда он в душевной области; но как скоро
вступает в оную [духовную] область, прекращается и молитва. Молчание ума в осознанном изумленииИбо святые в будущем веке, когда ум их поглощен Духом, не молитвою молятся,
но с изумлением водворяются в веселящей их славе. Так бывает и с нами. [несовершенными, не святыми, но молящимися прилежно]
Как скоро ум сподобится ощутить будущее блаженство,
забудет он и самого себя и все здешнее, и не будет уже иметь в себе движения к чему-либо. Посему некто с уверенностию осмеливается сказать, что
свобода воли путеводит и приводит в движение посредством чувств всякую совершаемую добродетель и всякий чин молитвы, в теле ли то или в мысли, и даже самый ум - этого царя страстей.
Неосознанное молчание умаКогда же
управление и смотрение Духа возгосподствуют над умом - этим домостроителем чувств и помыслов, -
тогда отъемлется у природы свобода и она путеводится, а не путеводит. И где тогда будет молитва, когда
природа не в силах иметь над собою власти, но иною силою путеводится сама
не знает куда и не может совершать движений мысли о чем бы ей хотелось, но овладевается в этот час
пленившею ее силою и не чувствует, где путеводится ею? Тогда человек не будет иметь и хотения, даже, по свидетельству Писания,
не знает, в теле он или кроме тела (2Кор.12:2). И будет ли уже молитва в том, кто столько пленен и
не сознает сам себя?
О памятовании после возвращения из молчания умаИбо Дух Святой, по мере сил каждого, действует в нем, и действует, заимствуя повод к действию из того самого, о чем кто молится; так что
внимательностию молитва лишается движения,[сначала внимательная молитва] и
ум поражается и поглощается изумлением [затем изумление], и
забывает о вожделении собственного своего прошения,
и в глубокое упоение погружаются движения его, и бывает он
не в мире сем [и затем неосознанное молчание в ином чине бытия]. И тогда не будет там различия между душою и телом,
ни памятования о чем-либо.[а по возвращении из неосознанного молчания ни о чем не помнишь]
Молчание ума – дар Божий и великая радость 11. Когда во всем этом получишь ты благодатную силу9 и укоренишься в постоянном размышлении о них [в безмолвии] станешь ты человеком Божиим,11 близким к духовным <благам>, а также близким к обретению того, к чему ты неосознанно стремился, а именно,
к ощущению Бога,12 к изумлению разума, удалившегося от всяких образов, и к духовному молчанию, о чем говорят Отцы.13 Блажен ты, ибо
удостоишься великой радости и веселия в Господе нашем. [это не поиск наслаждений в молитве, а поиск Бога]
О присутствии Христа во время молчания ума Посему, как говорил я, дар сей и благодать сию должно называть не духовною молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда
ум бывает там - выше молитвы, и с обретением лучшего молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум,
но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого, - того, что за пределами мира смертных, и умолкает в неведении всего здешнего. Сие-то неведение называется высшим ведения. О сем-то неведении говорится: блажен постигший неведение, неразлучное с молитвою, которого да сподобимся и мы,
по благодати Единородного Сына Божия. [эта цитата для Игоря-Т]