Ведение просветляет ум и делает его способным понимать описанное у отцов. Ведение просветляет ум, но не зажигает солнце рассудительности в духовном мире. Поэтому, возможно, осознанность и неосознаность в молчании ума зависят от второго солнца рассудительности, которое дает различение духовного. Различение духовного на уровне молчания ума - это удел совершенных.
Neovit, мне практически незнакома эта терминология.
Чувство духовное такого качества, что принимает в себя созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет. Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом. Святая сила есть дарование солнца рассудительности, поставленного между светом и созерцанием.
Здесь говорится о "втором солнце рассудительности"? Тогда что есть "первое солнце"?
А говоря об естественном свете и естественном ведении, Сирин говорит об естественном свете нашего ума, и познавшие естественный свет своего ума уже могут получить некоторое "предвкушение молчания ума", но не обретя еще "силу" от "солнца рассудительности", не могут зреть свет. Так понимаю?
Да вы правы, что эта терминология может быть прочитана у прп.Исаака. но ум на ней не задерживается. потому что все в тумане, когда нет опыта. Часто прп. Исаак пишет - кто может понять, поймет.
Сейчас мне стало стыдно за принятый помысле превозношения. когда ответил Кнопке, что не читать отцов есть прелесть. Сам читал прп. Исаака и раньше, и не раз, но только недавно после мистических опытов созерцания его слова стали простыми и ясными.
Кнопка. прошу прощения.
Первое солнце - есть Христос или Троица, или Истина для совершенных. А для нас возможен вариант, что это еще не свет Троицы, а естественный тварный свет, который был сотворен словом (Да будет свет) еще до сотворения физических светил. Это уже богословские тонкости, в которые лучше не вникать. А для безопасности лучше считать, что это тварный духовный свет, а не Фаворский.
Относительно солнца рассудительности все верно говорите. Добавлю, что рассудительность есть начальная, которая позволяет увидеть свет и почувствовать некоторые его свойства - Любовь, смирение, прозрачностть, беспредельность, неизменность. И почуствовать два различных состояния ума в быту ( не во время бдения) - просветленное и мрак. Второе может наступить при малейшем помысле превозношение (Кнопка, простите меня грешного), осуждения, себялюбия. И есть рассудительность, о которой я только предполагаю и которая позволяет различать бесконечности. В мире ангельском есть девять чинов. Ведь кому то это было дано различить.