Исихазм

Автор Тема: Рисунки, наброски...  (Прочитано 27637 раз)

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #120 : 15 Февраль 2018, 14:03:57 »
Присутствие Духа можно условно разбить на три вида. Постоянное, везде и во всем, особое, как правило в периоды искушений и душевно-духовных трансформаций, и осознанное Присутствие.

Вот у Лили на картине, за вторым слоем "боли", хорошо просматривается "второй вид" Присутствия. Понравилось. Как собственно и другие ее работы, которые довелось посмотреть..)


lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #121 : 15 Февраль 2018, 14:37:03 »
Цитировать
под ними боль и упрёк...
и страдание, и упрек

Что до меня, хочу вам,  lily, оговорить отличие моего восприятия. Это-то и главное было для меня, что работа чистая от упрека и обид. Полнота света и добра, "неотмирность". 
И в самой глубине след перемолотого (преодоленного) страдания.

Елена, это нормально что каждый видит то, что ему резонирует. По идее чем больше слоев удается собрать в картине, тем она "эффективнее", задевает больше слоев и в зрителе. Реакция это даже больше о зрителе чем об авторе. Если работа плоская, то будет "не интересно" или "ну прикольно", но никаких более сложных чувств она не вызовет - нечем. В самых новых работах мне интересно добавлять мифологический слой вроде загадки для ума, чтобы ему тоже было чем заняться. Наверное это влияние учебы в Италии, у них очень длинная память и очень аллегорическое мышление (например дерево на картине для итальянцев никогда не просто дерево, а отсылка к древу жизни или к структуре в человеке, а далее в зависимости от сюжета - к конкретным мифам и стадиям трансформации души).

ps Я тоже до Италии не понимала головой зачем нужна темная сторона, просто нравились хорошие мифы где герой проходит через череду испытаний. В старых церквях не зря есть не только рай но и ад, так достигается полнота творения. Другое дело, что погружать зрителя в ад можно, если потом сможешь не только завести его в Мордор, но и поднять на вершину Белого города.

А я наоборот должна была стать ученым-физиком... В семье - физики, химики, математики, врачи и инженеры-строители. Способности были к физике и математике, по складу мышления скорее архитектор чем интуит-гуманитарий.

«Если Вы всерьез хотите разочаровать родителей, а к гомосексуализму душа не лежит, — идите в искусство».
Курт Воннегут
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2018, 15:18:33 от lily »
And death shall have no dominion

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #122 : 15 Февраль 2018, 14:48:28 »
Да, всякой вещи - своё назначение. Логотип для аватарки именно для этого места - действительно ядовит, а для ветеринарной клиники - отлично (единственное, чёрный цвет можно попробовать заменить на тёмный асфальт, возможно, с зелёными тонами будет сочетаться гармоничней, если хотите - могу показать знакомой рекламщице, м.б. ещё что-то подскажет). Ну и конечно у рекламщиков свои каноны, попробуй и им на какую-то благостность намекнуть...
Раисин голубь на третьяковскую галерею, конечно же, не претендовал, у него было тоже своё назначение - немножко позабавить и встряхнуть  :-)

Еще в школе учительница рисования, посмотрев на мои художества, предложила пойти по этому пути
То же самое, по рисованию всегда были 5 и 5+, и учительница любила, и мама сейчас жалеет, что не отдала в художку, тогда искуственно навязали музык.

Христианам художникам конечно следует или только благую энергию проводить, или уж лучше ничего.
Вот я тоже мыслила в таком ключе, но тут проф. высказались и пока не определилась - возможно, изломы-вывихи, вызывающие катарсисы, тоже нужны. Хотя, конечно, странновато вроде бы: один выливает свои "испражнения", а другой (потребитель (а как иначе, для кого же тогда работы творятся?) радуется соответствию, если тоже пребывает в подобных энергиях или по каким-то причинам хочет в них войти (хотя опять же странно - зачем?)
Понятно, что пока ты человек, живёшь на грешной и многострадальной земле, не очищен, страдаешь, то бывает иногда не до цветов. И как хорошо, что в такой момент появляется некий "собутыльник по эмоциям", отражающий то же самое, а то и похуже.

Но если взять аналогию: принято же созерцать для избавления от нечистот, находясь в них, призывать Свет.
Я, например, по возможности, стараюсь сознательно окружать-смотреть только на светлые и приятные вещи, они тянут за собой, дарят надежду, вдохновляя, помогают расти.
От "Творчества" должно веять прежде всего психическим здоровьем. Поэтому те же работы Чарушина, пусть не стильно-символично-профессиональные, но дарят такой эффект.
 
То есть чисто с духовной т.зр. и по целительскому эффекту всё творчество можно условно разделить на две группы. Одна отражает страхи, раздрай, драму, неуспокоенность, все оттенки грусти - от светлой до отчаяния, кровь какую-то, истерику, гомерический смех, шизофрению, запутанность, леденящий сковывающий холод.

Другая привносит покой, безмятежность, ровность, все оттенки радости, лёгкость, полёт, надежду, лучи и отблески иного мира, светлую теплоту и т.д.

И ещё такие наблюдения (чисто с мистической, с т.зр. святости) - энергии, заменяясь и преображаясь, тяготеют и во внешнем проявлении к более светлым, пастельным, неоднозначным тонам, золотистости-серебристости, прозрачности, дымке, изящности и т.д.
А также (не знаю, насколько это соотв.истине) становится понятен классический стиль (раньше сложно было его оценить, вызывал ощущение занудства), недавно было такое "откровение", что он наиболее близок к иному миру, его отражению.


Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #123 : 15 Февраль 2018, 15:00:53 »
Замечание. Присутствие Духа за слоями художественной работы обычно только угадывается. Либо Дух по Милости решает сойти на конкретного человека, используя художественное произведение. За духовное (действие Духа) чаще принимают умно-душевное (или оккультное).

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #124 : 15 Февраль 2018, 18:41:24 »
Как часто бывает, мысль приходит после того, как уже высказался. Пожалуй, период "дырявых джинс" и развалин неизбежен, он раздвигает ограниченные представления, открывает новые пространства, заглубляет - готовит почву, наверное, для пришествия Духа, выход из душевной области - к Духовной.
Но Духу само по себе творчество уже не нужно, оно тесно, у него свои "вкусности", как правило, внешне вообще вряд ли как-то выразимые.
Иногда, конечно, и "духовному" м.б. нужно временами закутываться в душевное, чтобы согреть и заземлить слегка какие-то улетевшие части...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #125 : 15 Февраль 2018, 19:51:05 »
От "Творчества" должно веять прежде всего психическим здоровьем.

Творчество никому ничего не должно. В нем есть своё внутреннее обоснование, свои истоки существования. Оно не утилитарно и не их разряда «лечебных средств». Это жизнь, представленная в наибольшей глубине и концентрации.

Зачем было Софоклу описывать кровосмесительную историю Эдипа? Не по причине же собственной внутренней патологии. Тут коллизии трагической вины, сила человеческого духа, способного противостоять проискам судьбы-злодейки. Тут победа (духовная) ничтожного по силам человека, вставшего по итогу вровень с богами, именно в поражении обнаружившем свою силу.
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2018, 20:10:27 от Elena »

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #126 : 15 Февраль 2018, 20:16:50 »
От "Творчества" должно веять прежде всего психическим здоровьем.
Творчество никому ничего не должно. В нем есть своё внутреннее обоснование, свои истоки существования.
+ 100
Если творчество кому-то что-то должно, то в первую очередь Творцу, а во вторую - непосредственному заказчику, если он есть. Область искусства тем и отличается от религии, что описывает ВСЕ сферы бытия, а не только ту что специфически приятна или утилитарно-полезна. Подлинное искусство - это как нить Ариадны в закоулках человеческой души, поэтому бесполезно обвинять в душевности (хотя на форумском жаргоне это слово вроде ближе к понятию эмоциональности) то, что именно о душе и для души. Принцип такой: не нравится - проходите мимо.
Присутствия Духа (с прописной) нет в произведениях, в них есть структура, которая воздействует на душу личности, без присутствия человека ничего не происходит. Мне очень нравятся старинные европейские соборы, полные разных фантастических монстров... особенно когда этот странный мир освещают лучи, пробивающиеся через окно-розу. Какая сильная метафора, воспроизведенная в камне, воздействия Духа на душу!
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #127 : 15 Февраль 2018, 20:17:10 »
Борис Пастернак. Несколько положений:

Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего.
Токование – забота природы о сохранении пернатых, её вешний звон в ушах. Книга – как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушённая собой, себя заслушавшаяся.
Без неё духовный род не имел бы продолжения.

Жизнь пошла не сейчас. Искусство никогда не начиналось. Оно бывало постоянно налицо до того, как становилось.

Оно бесконечно.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

Безумье – доверяться здравому смыслу. Безумье – сомневаться в нём. Безумье – глядеть вперёд. Безумье – жить не глядючи. Но заводить порою глаза и при быстро подымающейся температуре крови слышать, как мах за махом, напоминая конвульсии молний на пыльных потолках и гипсах, начинает ширять и шуметь по сознанью отражённая стенопись какой-то нездешней, несущейся мимо и вечно весенней грозы, это уж чистое, это во всяком случае – чистейшее безумье!

Естественно стремиться к чистоте.

Так мы вплотную подходим к чистой сущности поэзии. Она тревожна, как зловещее круженье десятка мельниц на краю голого поля в чёрный, голодный год.


***

У меня, к сожалению, нет дара слова, но у меня внутри живет это обжигающее пламя нездешнего накала. Для меня счастье вдруг найти этот след и войти в этот поток.
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2018, 20:28:31 от Elena »

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #128 : 15 Февраль 2018, 21:04:38 »
**Присутствия Духа (с прописной) нет в произведениях, в них есть структура, которая воздействует на душу личности, без присутствия человека ничего не происходит.**
Не знаю, как в художественных работах, но например, в текстах Дух присутствует, вернее, Он читается в носителе и это очевидно при изучении святоотеческих произведений.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Фаина

  • Сообщений: 261
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #129 : 15 Февраль 2018, 21:21:14 »
  Елена,я как и Вы, закончила Репинский институт,только  графический факультет. Специальность и  мышление графическое,но живописью тоже занимаюсь.Слава Б-гу пока есть возможность заниматься своим делом
   За рекомендацию сайта для своих работ--спасибо,может быть когда нибудь и воспользуюсь.А пока могу прислать работы на элек.почту,если пришлёте адрес.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #130 : 15 Февраль 2018, 21:46:36 »
Raisa,

К изображениям можно применить и слова  "не судите по наружности". Ведь что передает работа? То ли, что изображено, или же взгляд на то, что изображено, или же нечто иное сообщает работа? Не всегда это то, что именно изображено. Например, цветы. Цветы могут быть и пошлостью, а могут передавать и псалом 150. Потому что не цветы а через цветы передается. А кем передается ? Художником? Нет - не художником, а через художника передано. Духом, которого художник собой собрал и через себя принес, провел. Цветы лишь средство передачи, и художник тоже. Отсюда сразу ясно, что важнейшим для художника является жить во Христе, в чистоте и благочестии, чтобы быть годным для благого.

 
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #131 : 16 Февраль 2018, 18:43:35 »
Зачем было Софоклу описывать кровосмесительную историю Эдипа?
Не знаю. И наверное, никогда не смогу этого понять.

Но как (хорошо, что разъяснили и Вы и Лили) "творчество не утилитарно и не их разряда «лечебных средств». Это жизнь, представленная в наибольшей глубине и концентрации.
 Область искусства тем и отличается от религии, что описывает ВСЕ сферы бытия. В произведениях есть структура, которая воздействует на душу личности".

То есть у искусства своя область действия и воздействия (как и спорт, например, или кулинария) - оно, бесспорно, учит, бесспорно, воспитывает какие-то структуры, бесспорно углубляет, обогащает, позволяет прикоснуться к каким-то и мистическим областям (не всегда трезвым и чистым, правда) и т.д.
И охватывает все области "человеческого зоопарка", и видимо, кровожадным людям нужны описанные высоким слогом кровавые сцены (только в большинстве случаев, до них они не доходят, т.к. кровожадные люди не очень склонны читать книги, а предлагаются, и часто очень навязчиво, совершенно невинным людям, которые не могут понять, зачем это им. Например, это ведь преступление над детской психикой изучать преступление и наказание).

У меня, к сожалению, нет дара слова, но у меня внутри живет это обжигающее пламя нездешнего накала. Для меня счастье вдруг найти этот след и войти в этот поток.
А может быть эта гроза, это пламя - Пламени рознь? Т.е. источник пламён-то ж разный может быть. Вам с Лили это, конечно, не понравится, но вспоминаются истории из патериков, когда у подвижников "дары" вот эти забирались как раз.
Поделюсь личным. Помню, как учась в школе, однажды надо было писать сочинения и плюс назревала какая-то необходимость внешне обозначать свои границы (с родителями), чётко и точно выражать то, что чувствую. Была абсолютно беспомощна, и эта возможность выразить внутреннее однажды буквально отнеслась к вопросу чуть ли не выживания. И вот в этот момент как будто что-то свыше снизошло и наполнило, дало силу (прямо таинство какое-то настоящее было) - с той поры легко стало и обозначать границы и писать сочинения.

Но сейчас, в ходе внутр.практики, прихожу как раз к тому, а не отправить ли всё обратно? Это воспринимается именно как внешний инструмент, предназначенный для жизни в этом мире. А душе (Духу) это вообще-то не свойственно и является даже путой-помехой для полёта.

Ведь что передает работа? То ли, что изображено, или же взгляд на то, что изображено, или же нечто иное сообщает работа?
Да, это я понимаю, поэтому если и приходится присматриваться к произведениям, сужу по отклику, по сообщению. Может ли художник сам, намеренно, что-то привносить в свои работы? Вряд ли же, звучит то, что даётся, и художник сам часто не знает, что получится и сам дивится тому, что вышло. Тайна это всё.  Художники всегда были для меня тайной.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #132 : 16 Февраль 2018, 20:56:57 »
Раиса, ответила в личку...


***
Есть реальность творчества как вообще иной тонус бытия. Это не обязательно собственное сочинительство или рисование, это нечто безумное (то есть, не вмещающееся ни в какие рамки) что считываешь в гениальных прорывах других авторов. Этому не все причастны.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #133 : 16 Январь 2019, 19:08:58 »
Налаживаю в рисовании новые отношения с реальностью. Поучаствоваа в двух рисовальных марафонах в закрытом сообществе художников в fb . Все рисуют на общие темы и обсуждают вопросы творчества.

Дюны.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Рисунки, наброски...
« Ответ #134 : 16 Январь 2019, 19:15:08 »
Ракушки