Исихазм

Автор Тема: Евангелие от Фомы  (Прочитано 61668 раз)

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #705 : 25 Октябрь 2021, 11:03:08 »
Декалог - это свод заповедей или, скажем так, запретов, для уже вкусивших плод от Древа познания добра и зла, но не вкусивших  плода Древа Жизни, а таковые все, кроме вкусивших Плод Древа Жизни, Который есть Христос. В этом случае соглашусь с терминологией Сергия, где он употребляет слово - оплодотворить - в данном тексте: "Не сочтите, что пришёл УНИЧТОЖИТЬ Закон или Пророков, не пришёл УНИЧТОЖИТЬ, но ОПЛОДОТВОРИТЬ. (Mat 5:17 M-01A)", так как тут говорится о оплодотворении Духом и о рождение Нового Человека во Христе.

"Что ти мнится, Симоне? Царие земстии от киих приемлют дани, или кинсон! От своих ли сынов, или от чужих? Когда Петр ответил: от чужих, - Христос сказал: убо свободни суть сынове (ст. 25-26)

Сыны света свободны от Ветхого Завета не потому, что  игнорируют его в угоду Новому Завету, а потому что он исполняется в Новой Заповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12)

И в самом деле, исполняющий эту заповедь автоматически исполняет все законы и увещевания древних пророков. И исполняет не как нравственный императив, а вследствие принятия новой очищенной от смешения человеческой природы во Христе, с которой он соединил Божественную природу.

Ветхий Завет, в отличии от языческих путей - это кратчайший путь, вкусившего  плод от Древа познания к древу Жизни. И вот ведь в чем парадокс. Христос  не вкушал от Древа познания, ибо как Бог, он не имел в этом необходимости, но по человечеству он принял следствия этого вкушения ("ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь"), такова была воля Отца. Христос, утвердив "Я и Отец Одно", исполнил эту волю на Кресте, который для него стал Древом познания, но не познанием добра и зла, а Древом познания смерти. Плод Вечной Жизни распинается на Древе смерти.

Христос воскресе! «СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО?! АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?!»

Таким образом под кроной развесистого дуализма Древа познания добра и зла,вскрылась его суть - смерть, которая была побеждена Христом.

Христианин не ищет добра для использования его в противовес злу, не ставит во главу угла  свои нравственные и социальные позиции, но  идет  на Древо Креста путем Христа, чтобы, сораспявшись с Ним, вкусить  смерть, не воспринимая ее как добро или  зло,  нет, но он жаждет приобщения и причащения Плоду Жизни вечной - Христу, с Которым христианин сораспялся. По другому говоря, нам дается второй шанс.

 Первый был у Древа Познания добра и зла, вкусив плод которого мы рухнули в смерть, через дуальность и дихотомию разделения мира на добро и зло.
 Второй шанс - это переэкзаменовка. Два древа: Древо познания добра и зла и Древо Жизни пересечены в Крест. Плод первого это ты, плод второго Христос. Протянешь руку к Плоду вечной жизни или так и останешься плодом познания добра и зла, выбор за тобой.

К чему я это все?

А к тому, что мы погрязаем в поисках добра и в происках зла, продолжая жевать плоды с Древа познания, тогда как спасительный Плод Древа Жизни явлен нам здесь и сейчас.


18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека.
19. Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
(Фома)

Оставлю это тут. Этому посту в этом топике есть место)
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #706 : 25 Октябрь 2021, 11:04:11 »
svod, мне интересен был Ваш пост, чем то зацепил нерассудочно сразу.
Рассудочно же вижу, что зацепил Ваш пост меня мыслями и словами в контексте смерти и строками из Фомы.
Без прохождения по грани "смерти второй", то есть по грани онтологического небытия своего "я", каково оно есть в настоящий момент времени, и понимания ужаса именно этой "второй смерти", а вовсе не первой смерти, не обрести непрестанной молитвы, а значит и начала  Царствования Бога в твоём сердце.
Так что контекст смерти в ваших мыслях мне близок.
Что до логий Фомы, Вами приведённых, то нерассудочно-сердечно сразу открывается их смысл, и я уже говорил на эту тему, как тему необходимости для спасения неизбежного возврата (по Откровению) к состоянию любви в паре без деторождения до грехопадения прародителей, что было предназначением человека по замыслу его Творца (по первым главам Бытия).
Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец (смерть), и НО он не вкусит смерти (второй). (Фома)

И этот пост так же перенёс он тоже в теме.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #707 : 08 Ноябрь 2023, 22:22:36 »

Антти Марьянен, из статьи «Портрет Иисуса в ев.Фомы»

В том, что касается происхождения и природы Иисуса, характеристика Иисуса у Фомы практически совпадает с характеристикой Павла и Иоанна. Таким образом, с этой точки зрения Фома может рассматриваться как представитель относительно развитой христологии среди раннехристианских писателей. Тем не менее, это не означает, что христология Фомы, Павла и Иоанна во всем совпадает. Миссия Иисуса, например, его роль в спасении, трактуется каждым из них совершенно по-разному. Но это еще не все. Заметно различие между ними и в том, как они трактуют отношение небесного предсуществующего Иисуса к верующим, или, пользуясь терминологией Фомы, к избранным.

Для Павла и Иоанна тот факт, что Иисус является предсуществующей божественной личностью, означает, что он во всех отношениях уникален по сравнению с остальным человечеством. Для Фомы ситуация иная. Иисус отнюдь не единственный, кто имеет небесное происхождение и принадлежит к Царству света. Согласно логиям 49 и 50*, избранные - тоже родом из Царства и из света, и туда они вернутся. Начало высказывания Иисуса в логии 19 фактически подразумевает, что предсуществование избранных является предпосылкой спасения: "Блажен, кто возник, прежде чем он возник".

Существенное различие между Иисусом и избранными заключается в том, что Иисус, появляясь на земле, осознает свое небесное происхождение. Все же остальные, включая избранных, духовно пьяны и слепы, и нуждаются в осознании своего реального происхождения и природы (3; 28**).
 

Цитировать
* (49) Иисус сказал: Блаженны одинокие и избранные, ибо вы найдете Царствие. Ибо вы — оттуда, (и) вы вновь пойдете туда.
(50) Иисус сказал: Если они говорят вам: Откуда вы? — скажите им: Мы пришли из света, оттуда, где свет возник сам по себе, утвер[дился] и проявился в их образе. Если они говорят вам: (Свет –) это вы? — скажите: Мы — его дети (или : сыновья), и мы — избранные живого Отца. Если они спрашивают вас: Каков знак вашего Отца в вас? — скажите им: это движение и покой.


** (3) Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы — дети (или: сыновья) живого Отца. Если же вы не познаете себя, тогда вы — в бедности и вы — бедность.
(28)
Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел их всех пьяными. Я не нашел ни одного из них жаждущим. И моя душа  страдала о сынах человеческих, ибо они слепы в своем сердце и не видят, что пришли в мир пустыми. Уйти из мира они также желают пустыми. Но ныне они пьяны. Когда  они протрезвеют, тогда  они раскаются.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #708 : 08 Ноябрь 2023, 23:06:53 »
продолжение

2. Миссия Иисуса

Для всех, кто читал Евангелие от Фомы, конечно, не новость, что смерть и воскресение Иисуса не играют никакой роли в этом произведении. Миссия Иисуса не в том, чтобы умереть за кого-либо, как, например, у Павла и Иоанна, а в том, чтобы явить спасительную весть избранным. Таким образом, Иисус описывается как учитель, о чем свидетельствует уже форма произведения.
Очень часто Иисуса Фомы характеризуют как учителя мудрости, и это, конечно, во многом правильное определение. Однако если быть более точным, то в ев.Фомы Иисуса следует рассматривать как учителя, приглашающего людей к поиску познания (3; 18; 19; 56; 67; 69; 80; 91; 111). При этом важно осознать, что на самом деле не Иисуса должны познать избранные. В действительности, правильного понимания или определения Иисуса искать не следует (43; 91). Вместо этого ученикам Иисуса важно найти познание самих себя, а точнее, познание Царства света, которое можно обнаружить в них самих (3; 24; 70; 111). Стивен Дэвис выразил это очень емко, сказав: "Фому интересует весть Иисуса о Царстве Бога, а не весть Иисуса об Иисусе". В этом месте христология Фомы явно расходится с христологией Павла и Иоанна. Вера в Иисуса как Спасителя - совершенно чуждая Фоме идея. Собственно говоря, в логии 91 просьба учеников: "Скажи нам, кто Ты, чтобы мы уверовали в Тебя", - похоже, отражает их полное непонимание.

В связи с тем, что Фома делает акцент на самопознании учеников, отношение Иисуса к ученикам представлено довольно неожиданным образом. С одной стороны, Иисус, конечно, приглашает и даже избирает учеников, чтобы они слушали Его послание (19; 23; 62). Он также является тем, кто задает или фактически устанавливает предпосылки для ученичества (3; 55; 94; 101). Несомненно, что через свое учение он способствует возможности спасения для избранных. Но при этом он не удостоен никаких почетных христологических титулов, которые бы свидетельствовали о его особой значимости и роли, а также указывали бы на четкое иерархическое различие между ним и его учениками.

В самом деле, когда два ученика, Петр и Матфей, пытаются в Логии 13 определить значимость Иисуса, используя титульные выражения "праведный вестник/ангел" и "мудрый философ", их попытки оказываются менее приемлемыми, чем неспособность апостола Фомы хоть как-то описать Иисуса. Но даже обращение апостола Фомы ("Учитель") не одобряется. Автор текста хочет сказать, что между Иисусом и Его учениками или избранными не должно быть никаких барьеров, будь то титул, власть или положение. Как я уже писал, в логии 13 в этом евангелии представлен новый идеал ученичества. Его можно охарактеризовать как "без учителя" или "подобный Иисусу". Если в логии 12 Иисус еще увещевает своих учеников слушаться Иакова как своего руководителя, а не себя, то в  13 Иисус говорит Фоме, который напился и опьянел у бурлящего источника: "Я не твой учитель". Эта же тема повторяется в 108-й логии, где Иисус заявляет:
"Тот, кто будет пить из моих уст, станет подобен мне. Я же стану им, и тайное откроется ему."

Идея ученичества "без учителя" или "подобно Иисусу" хорошо вписывается в христологическую тенденцию, обнаруживаемую уже в связи с теми изречениями, которые говорят об общем происхождении и природе Иисуса и избранных. Хотя взгляд Фомы на Иисуса, наряду с Павлом и Иоанном, можно отнести к взглядам тех первохристианских писателей, которые представляют собой относительно развитую христологию мудрости и с этой точки зрения выделяют Иисуса из остального человечества, у Фомы одновременно присутствует некая тенденция к равенству. Конечно, по сравнению с избранными, Иисус выполняет особую миссию, поскольку он, единственный осознающий свет внутри себя, способен сделать спасительную весть доступной и остальным. В этом смысле, Иисус действует как "духовный наставник" избранных (см. также 114). Но в том, что касается происхождения, природы и положения человека по отношению к его спасению, избранные и Иисус ничем не отличаются друг от друга.

<...> возможность стать Христом, дарованная всем избранным, является наиболее характерной чертой ев.Фомы, которая также отличает его от других, более развитых ранних христологий Павла и Иоанна. В то время как Иоанн и, возможно, Павел принимали идею предсуществующей небесной души, встречающуюся в литературе эллинистической иудейской мудрости (например, Прем 8:19-20), но применяли ее только к Иисусу, то Фома видит душу или божественный свет во всех, или, по крайней мере, во всех избранных.

По-иному воспринимается в Евангелии от Фомы и процесс спасения. Роль Спасителя, которую многие раннехристианские авторы отводят Иисусу, у Фомы в какой-то мере приписывается самим избранным. Конечно, Иисус остается тем, кто приглашает избранных принять участие в спасительном познании, но он не является Спасителем с точки зрения христологии и сотериологии Павла или Иоганна. Для Фомы конечный результат попытки человека обрести спасение зависит не от какого-либо действия Иисуса, а от того, что человек имеет в себе самом (70). Поэтому естественно, что автор развивает идею ученика без учителя, который, найдя толкование тайного учения, переданного Иисусом, может обойтись без него.

Евангелие от Фомы - не единственный пример раннехристианского интереса к равноправному типу христологии, согласно которому между Христом и теми, кто получает его откровение, нет существенного или иерархического различия.



« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2023, 23:24:38 от прозелит »

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #709 : 13 Ноябрь 2023, 00:15:07 »
прозелит, благодарю за цитирование интересного исследовательского материала.
Не удалось найти на просторах сети полный вариант статьи «Портрет Иисуса в ев.Фомы» Marjanen Antti, лишь два произведения на английском ('The Woman Jesus Loved. Mary Magdalene in the Nag Hammadi Library and Related Documents' и 'Companion to Second-Century Christian ‘Herecics’' в соавторстве с Petri Luomanen).
Подскажите, пожалуйста, доступный источник полной версии данной статьи.
Спасибо.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #710 : 13 Ноябрь 2023, 12:50:15 »
Пафнутий, вероятно, не нашли, потому что это 9 глава книги.
https://disk.yandex.ru/i/jo5MwYAWoKIGbA

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #711 : 13 Ноябрь 2023, 23:23:17 »
прозелит, спасибо за помощь.

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #712 : 05 Декабрь 2023, 13:48:09 »

75. Иисус сказал: Многие стоят у входа, но (только) одинокие войдут в брачный чертог.

В этой логии Фомы каким то образом скрыт смысл, который был поднят в теме "Супружество, как единение в Боге". О чем эта логия?
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #713 : 05 Декабрь 2023, 14:45:50 »
Вот другой вариант перевода:

78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.

79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.


От переводов, смысл сильно меняется.

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #714 : 05 Декабрь 2023, 16:03:58 »
svod, полагаю, тут может подразумеваться некая внутренняя ‘множественность’ (разделённость; многие (как внутренняя разделённость и/или как число разделённых, ещё невыбранных), двое, двойственный) или ‘единственность’ (единый, один, (из/вы)бранный, единственный).
 
Когда вы окажетесь в свете, что вы будете делать? В этот день вы - одно, вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?’ (12)

'Когда вы сделаете двоих одним …' (27)

Если двое в мире друг с другом в одном и том же доме…’ (53)

Двое будут отдыхать на ложе один умрет, другой будет жить.’… ' Когда он станет пустым, он наполнится светом но когда он станет разделенным, он, наполнится тьмой. ' (65)

Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете царствие, ибо вы от него (и) вы снова туда возвратитесь.’ (54)

Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.’ (19)

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #715 : 05 Декабрь 2023, 16:51:48 »
Вот другой вариант перевода:

78. Он сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике.

79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.


От переводов, смысл сильно меняется.

У разных переводчиков нумерация логий не всегда сходится, но пример логии, которая говорит об источнике  (78) это не другой перевод логии о брачном чертоге (79) а самостоятельная отдельная логия.

Если же сравнивать разные переводы логии о брачном чертоге, то да - смыслы разняться.


Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.

Иисус сказал: Многие стоят у входа, но (только) одинокие войдут в брачный чертог.

И эта разность как раз и свидетельствует об уровне мистической развитости переводчиков. И это неплохо, что есть разные переводы, они позволяют войти через вход (дверь) того смысла, который соответствует ключу твоего духовного разумения.

И вот ведь дивно выходит. Эти два перевода, как будто вступают в спор между собой, который сейчас затронут на форуме:

Иисус сказал: Многие стоят у входа, но (только) одинокие войдут в брачный чертог.

Одинокий - это один (монос) монах, вхождение по одному, через личный подвиг

Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.

Единственные - от слова единые, а ни то что один.

То же касается и слова вход и дверь. Дверь на евангельском языке  всегда символична и зачастую предизображает Христа, слово вход более  абстрактно и волей неволей подразумевает смысл - там где вход, есть и выход.

И так однозначно выбираю второй перевод:

Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог.

То есть прочитываю так.

Из многих стоящих перед дверью в Царство Небесное, лишь единые (восстановление Единого Адама?), соединившие  во Христе в одно целое обретут место брачного чертога.

P/S Сергий, вот тут твоя помощь очень кстати. Попробуй (если есть такая возможность) сделать подстрочный перевод этой логии. А если в результате этого ты выйдешь на ее смысловой контекст, то вообще супер.












« Последнее редактирование: 05 Декабрь 2023, 17:02:15 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #716 : 05 Декабрь 2023, 17:14:53 »
svod, полагаю, тут может подразумеваться некая внутренняя ‘множественность’ (разделённость; многие (как внутренняя разделённость и/или как число разделённых, ещё невыбранных), двое, двойственный) или ‘единственность’ (единый, один, (из/вы)бранный, единственный).
 

Рассуждение о внутренней разделенности уводит в религиозный психологизм. Скорее всего речь идет об онтологической разделенности Адама с Евой в результате грехопадения. Обратный процесс - это восстановление единого Адама во Христе. Не единственного, а Единого. Адам + Ева = Человек. Совершается через вхождение в брачный чертог Царства Небесного, а не простым возвращением в Рай.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #717 : 05 Декабрь 2023, 17:27:33 »
Некоторые исследователи Фм. полагаю, что логии 73-75 это один диалог. Тогда имеем вот какое прочтение:
Цитировать
(73) Иисус сказал: Жатва  обильна, а  работников  мало. Просите же Господа, чтобы Он послал работников на жатву.
(74) Некто (он) сказал: Господи! Многие находятся вокруг источника, но никого (или: ничего) нет внутри источника.
(75) Иисус сказал: Многие стоят у входа, но (только) уединенники (μοναχός) войдут в брачный чертог.
"Брачный чертог" здесь - особое сокровенное пространство (измерение) внутрь человека, где его дух, пробужденный Святым Духом воссоединяется со Христом в таинстве "брака".Ср. "сыны чертога брачного" в Евангелии - те ученики, кому дано познать тайны Царства в этом "чертоге".

Монахос здесь имо должно переводить как "уединенники" поскольку это не просто про "одиночество", и не просто "уединение", но и о предстоянии Богу.

- "Источник". Что говорят о нем св.отцы?
Цитировать
«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием …» - Иоанн Дальятский
Цитировать
"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" - Каллист Ангеликуд. О Рае.
и вспомним Ин 4:14, где Христос говорит:
Цитировать
"вода (Дух Свят), которую Я дам ему, станет [сделается, придет в бытие] в нем источником воды [духа], текущей в жизнь вечную [Царство Бога]."
"Источник" - еще одна составляющая нашей сокровенной антропологии. Он пробуждается Духом в христианине, и он воспринимается духом этого человека, либо извне (те, кто "вокруг источника", "у входа") либо изнутри (куда дано войти "уединенникам").
Как "брачный чертог" связан с "Источником" - отдельная тема.

Ев.Фомы - первый кандидат на слова сокровенные Христа Воскресшего, сказанные самому близкому кругу учеников. Это учение Воскресшего.

Имхо.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #718 : 05 Декабрь 2023, 19:10:25 »
Из многих стоящих перед дверью в Царство Небесное, лишь единые (восстановление Единого Адама?), соединившие  во Христе в одно целое обретут место брачного чертога.

Хорошо бы понять что имеется ввиду под Единым Адамом? И что есть "брачный чертог". моя версия::

Сам по себе, "брачный чертог", в прямом смысле(без всяких образов), является единением Адама и Евы с Освящением этого единения Богом.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.» 
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.»
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.»


Эти 3 стиха и есть брачный чертог. Здесь уже есть Адам + Ева(=Человек) + освящение  Богом.

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.»

Далее, брачный чертог разрушен вкушением с древа познания добра и зла. Единый союз Адама и Евы распался, у Евы появляется влечение к Адаму (Когда они одно целое, влечения нет). И уже разделенные, не освящаются Богом.

Если к примеру, взять двух монахов, любящих друг друга и ищущих Бога, как бы они не старались, не смогут явить собой "брачный чертог", потому что брак, предполагает именно мужское и женское начало. Есть единство братьев, сестер, семьи, человечества, но вот единство М и Ж стоит особняком, только это единство, освященное Богом, дает в этот мир Жизнь.

Перенос образа "брачного чертога" на личные отношения мужчины(женщины) с Богом, мне видятся сейчас не очень убедительными. Да и вообще, "брачный чертог" на сколько я понял это больше греческое понятие, принятое для перевода, возможно в оригинале, имеется смысл более глубокий.

Все имхо.

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Евангелие от Фомы
« Ответ #719 : 05 Декабрь 2023, 19:25:25 »
svod, простите, не уловил про 'психологизм'.
Полагаю, всё же текст Фомы о внутреннем, сокровенном. Не явно о плоти, но аллегорически, как достаточно грубые отсылки к ассоциациям из более или менее известного во внешнем, как попытка приблизительной вербальной интерпретации пережитого опыта, в конструкциях синтаксиса пути данного повествователя.

‘Обратный процесс - это восстановление единого Адама во Христе. Не единственного, а Единого. Адам + Ева = Человек.’ (w)
Совершенно верно, подразумевал именно это. Человек, как сокровенное единство, согласие, мир, которое является неизменным 'условием' и, вероятно, подразумевающееся под 'единственный' (единый; как один). Некий возврат к изначальной внутренней умиротворённой 'естественности', в каких бы терминах она не выражалась.

прозелит, полагаю, ‘уединяющие’ события 'брачного чертога', позволяют 'испить' из 'источника' (то бишь ‘найти царствие’?, 'вспомнить' начало?). Однако, не окончательно войти в 'источник' (как этап познания ‘конца’ в 'начале'?). ‘Единые’ лишь 'пригубили’  'воды' из измеренного 'кипящего источника, который я измерил' и располагаются ‘вне’ него, то есть интерпретируют лишь частично, приблизительно, не познав ещё ‘конец’ в ‘начале’. По всей вероятности, в едином 'колодце-источнике' нет интерпретирующих (только лишь 'испивших'), есть лишь безмолвная истина жизни, то есть амальгама Истины и Жизни (имхо).
Возможно, потому: 'много вокруг источника, но никого нет в источнике'?