продолжение
2. Миссия Иисуса
Для всех, кто читал Евангелие от Фомы, конечно, не новость, что смерть и воскресение Иисуса не играют никакой роли в этом произведении. Миссия Иисуса не в том, чтобы умереть за кого-либо, как, например, у Павла и Иоанна, а в том, чтобы явить спасительную весть избранным. Таким образом, Иисус описывается как учитель, о чем свидетельствует уже форма произведения.
Очень часто Иисуса Фомы характеризуют как учителя мудрости, и это, конечно, во многом правильное определение. Однако если быть более точным, то в ев.Фомы Иисуса следует рассматривать как учителя, приглашающего людей к поиску познания (3; 18; 19; 56; 67; 69; 80; 91; 111). При этом важно осознать, что на самом деле не Иисуса должны познать избранные. В действительности, правильного понимания или определения Иисуса искать не следует (43; 91). Вместо этого ученикам Иисуса важно найти познание самих себя, а точнее, познание Царства света, которое можно обнаружить в них самих (3; 24; 70; 111). Стивен Дэвис выразил это очень емко, сказав: "Фому интересует весть Иисуса о Царстве Бога, а не весть Иисуса об Иисусе". В этом месте христология Фомы явно расходится с христологией Павла и Иоанна. Вера в Иисуса как Спасителя - совершенно чуждая Фоме идея. Собственно говоря, в логии 91 просьба учеников: "Скажи нам, кто Ты, чтобы мы уверовали в Тебя", - похоже, отражает их полное непонимание.
В связи с тем, что Фома делает акцент на самопознании учеников, отношение Иисуса к ученикам представлено довольно неожиданным образом. С одной стороны, Иисус, конечно, приглашает и даже избирает учеников, чтобы они слушали Его послание (19; 23; 62). Он также является тем, кто задает или фактически устанавливает предпосылки для ученичества (3; 55; 94; 101). Несомненно, что через свое учение он способствует возможности спасения для избранных. Но при этом он не удостоен никаких почетных христологических титулов, которые бы свидетельствовали о его особой значимости и роли, а также указывали бы на четкое иерархическое различие между ним и его учениками.
В самом деле, когда два ученика, Петр и Матфей, пытаются в Логии 13 определить значимость Иисуса, используя титульные выражения "праведный вестник/ангел" и "мудрый философ", их попытки оказываются менее приемлемыми, чем неспособность апостола Фомы хоть как-то описать Иисуса. Но даже обращение апостола Фомы ("Учитель") не одобряется. Автор текста хочет сказать, что между Иисусом и Его учениками или избранными не должно быть никаких барьеров, будь то титул, власть или положение. Как я уже писал, в логии 13 в этом евангелии представлен новый идеал ученичества. Его можно охарактеризовать как "без учителя" или "подобный Иисусу". Если в логии 12 Иисус еще увещевает своих учеников слушаться Иакова как своего руководителя, а не себя, то в 13 Иисус говорит Фоме, который напился и опьянел у бурлящего источника: "Я не твой учитель". Эта же тема повторяется в 108-й логии, где Иисус заявляет:
"Тот, кто будет пить из моих уст, станет подобен мне. Я же стану им, и тайное откроется ему."
Идея ученичества "без учителя" или "подобно Иисусу" хорошо вписывается в христологическую тенденцию, обнаруживаемую уже в связи с теми изречениями, которые говорят об общем происхождении и природе Иисуса и избранных. Хотя взгляд Фомы на Иисуса, наряду с Павлом и Иоанном, можно отнести к взглядам тех первохристианских писателей, которые представляют собой относительно развитую христологию мудрости и с этой точки зрения выделяют Иисуса из остального человечества, у Фомы одновременно присутствует некая тенденция к равенству. Конечно, по сравнению с избранными, Иисус выполняет особую миссию, поскольку он, единственный осознающий свет внутри себя, способен сделать спасительную весть доступной и остальным. В этом смысле, Иисус действует как "духовный наставник" избранных (см. также 114). Но в том, что касается происхождения, природы и положения человека по отношению к его спасению, избранные и Иисус ничем не отличаются друг от друга.
<...> возможность стать Христом, дарованная всем избранным, является наиболее характерной чертой ев.Фомы, которая также отличает его от других, более развитых ранних христологий Павла и Иоанна. В то время как Иоанн и, возможно, Павел принимали идею предсуществующей небесной души, встречающуюся в литературе эллинистической иудейской мудрости (например, Прем 8:19-20), но применяли ее только к Иисусу, то Фома видит душу или божественный свет во всех, или, по крайней мере, во всех избранных.
По-иному воспринимается в Евангелии от Фомы и процесс спасения. Роль Спасителя, которую многие раннехристианские авторы отводят Иисусу, у Фомы в какой-то мере приписывается самим избранным. Конечно, Иисус остается тем, кто приглашает избранных принять участие в спасительном познании, но он не является Спасителем с точки зрения христологии и сотериологии Павла или Иоганна. Для Фомы конечный результат попытки человека обрести спасение зависит не от какого-либо действия Иисуса, а от того, что человек имеет в себе самом (70). Поэтому естественно, что автор развивает идею ученика без учителя, который, найдя толкование тайного учения, переданного Иисусом, может обойтись без него.
Евангелие от Фомы - не единственный пример раннехристианского интереса к равноправному типу христологии, согласно которому между Христом и теми, кто получает его откровение, нет существенного или иерархического различия.