veresk,
Если говорить за целый, проектно-логосный взгляд, то появляются вопросы. В целом всё просто, это или понять смысл страданий или закрыться от них в монолитном прекрасном саркофаге не проницаемом для всего приходящего. А что приходит жестко фильтровать... Сможет ли Творчество жить в таких условиях?(вопрос риторический)
а что такое Творчество?
Вот то, что декларирует
lily, в моем субъективном понимании, конечно. Касталия, игра в бисер, экслуатация набора символов: Грааля, алхимии, культа прекрасной дамы, и чего там еще. Но все эти символы давно мертвы, они перестали указывать на Суть, они давно уже утратили изначальный духовный смысл и стали симулякрами. Утонченная изысканная игра с симулякрами великого духовного прошлого, на заказ от меценатов - владельцев яхт и вертолетов. «Прекрасный саркофаг»... но разве это - Творчество с большой буквы?
Возможно, утрирую, но сдается мне, подобная деградация и есть высшая форма творчества в Европе.
Но и у нас и у греков разве лучше? У нас, те имена, что называла lily, Рублев, Грек, + Дионисий, это все 15 век. А потом все высокое духовное творчество православия покатилось к разрушенному мосту: иконопись, музыка, гимнография, богословие. Новые формы не скрыли упадка творчества в духе, и редкие исключения лишь подтвердили тенденцию. Отчего в 16-17 вв наступил у нас в духовном творчестве перелом? Тому много причин, о них немало сказано, например, про иконопись.*
(Хотя пишут, в основном, про причины внешние).
Но в чем тогда разница меж нами?
У "игроков в бисер" - симулякры для создания виньеток и декора для богатой клиентуры. А у нас? С одной стороны, образцы работ древних мастеров живы, в иконе ли, в музыке ли, в слове ли. Живы и живят дух христиан. Но не активируют Творчество. Такое творчество, которое было бы не копированием и не деградацией, и не просто эксплуатацией былого, а плодоносным развитием периода расцвета творчества. Плоды того древа, которое вырастили мастера 15 в., давно уже измельчали. Не потому ли, что тоже "прекрасный саркофаг"? Не потому ли, что одних образцов - мало, для Творчества нужно две вещи:
- переполнение Духом через край, чтобы Дух свободно излился
- мастерское владение инструментом, владение формой, в которую в процессе
плавки отольется Дух, а это Школа.
И когда есть одно, но нет другого, ты словно глухой. Или словно немой. Слышишь, но не выскажешь, нет языка. Или легко выскажешь, но не слышишь, ЧТО надо выразить (
все имхо
*
https://lavra.ru/news/all/krizis-traditsionnogo-ikonopisaniya-v-rossii-v-nachale-xviii-stoletiya