что прелесть - это практически безнадёга.
Ну в каком-то смысле абсолютно все пребывают в прелести, вне прелестей и предельной трезвости-чистоте только Создатель. Даже ангелы отличаются по Свету и возможностям светопроводимости и мощи, а значит, имеют не такие чистые и совершенные составы, мощности и т.д. и значит, им и то всегда есть к чему стремиться и освобождаться от прелести и неведения.
Не говоря о нашем тут мутном примерном стекле.
Освобождаемся вот по мере восприятия. Есть кто побольше, подальше смог, или поодарённей, или только каким-то одним куском подальше, а другим, наоборот, ещё в сильнейшем неведении пребывает.
Но "разночтений", что один видит так, другой эдак, о которых Вы писали, вроде бы быть не может. Идущим открываются одни и те же вещи.
Это как "все пути ведут к одному Богу" и мир дружба жвачка), или толерантность и гуманизм или экуменизм - ереси чистого порядка, как их венец - храмы любви всех религий.
Мне на данный момент понятны и те и другие. Охранительство имеет место быть (в том числе и в других "путях", они, например, ересями христиан как раз считают), и это правильно! До определённого момента, когда потихоньку открывается само. Это как при строительстве здания необходимы ограждения от остального мира, стройплощадка, леса. Если до времени любому последователю начинать "втирать" про всеобщую Любовь и т.п., ему станет дурно и может размыть его стройку, поэтому он имеет полное право никого не слушать, и даже должен (!) и опытными наставниками обычно так и советуется.
Но а потом да, "мир, дружба, жвачка". Обычно как общую черту отмечают, что чем умудрённей, глубже и опытней последователь, тем в большей степени он погружен в Единое. Вот и Святые Отцы вершиной Лествицы полагали Любовь и всё, дальше некуда, финал, тонуть в Ней, осваивать Её.
Храмы всех религий - внешнее, это не больше чем экскурсионное любопытство, для внутреннего последователя очень сильно всё-равно кто в какой одежде ходит и какие ритуалы блюдёт. Экуменизм сюда же, это тоже какая-то отдельная религия получается, а как бы зачем, какой смысл громодить ещё одну постройку...
Толерантность, гуманизм - ну это вообще как бы всем святым людям присуще )) Но так же им присуща и принципиальность, конечно же. Но принципиальность, заборы не столько конфессиональные, сколько общедуховные, от знаний самих Логосов за пределами форм.
К примеру, чему настолько принципиально отличному от православия учит какой-нибудь Дада из "Уроков медитации"?
https://www.youtube.com/@urokimeditacii/videosТо есть толерантность, гуманизм к таким же по СУТИ Логосам, что и в православии - да. Толерантность, гуманизм к тому, что не соответствует объективной реальности и явно её искажает - нет.
Мне, например, последователи других традиций, но при этом идущие, постигающие те же Логосы, ближе, чем представители своей конфессии, но которые никуда не идут или находятся в вечном новоначалии.