Вереск это капризный ребенок. Прекрасная координата.
Александр Филоненко в своей лекции о Божественной комедии, которую сейчас слушаю, рассказывает про Франко Нембрини, автора книги “Данте, который видел Бога”, итальянского выдающегося педагога современности. О том, как он объясняет родителям на собраниях (мамам в основном), что такое антиотцовство. Он говорит: Кто такой отец? Настоящий. Отец – это тот, кто может ребенку вернуть опыт величия жизни. Для того, чтобы выбраться из скуки, где-то надо взять величие. Отец – это свидетель величия. Отец – это и тот, кто тебе говорит: Пойдем, покажу кое-что интересное. Отец – это тот, кто говорит ребенку, чтобы не рассказывали тебе эти взрослые, которые будут тебя окружать, ты не сдавайся! В этом мире есть прекрасные вещи и жизнь стоит того, чтобы жить! Это главный месседж, который отец передает своему ребенку. В этом отцовство.
Нембрини читает лекцию про отцовство и ему надо привести пример антиотцовства. И он говорит: А современные отцы делают что то противоположное часто. Вместо того, чтобы передавать вкус к величию жизни, они начинают своему ребенку раскрывать глаза на то, как устроена жизнь. Рассказывают: все дерьмо, все вокруг плохо, коррупционеры, страна, тут проиграно... бу-бу-бу... Кто тебе это, кроме отца расскажет? Все мерзавцы, лицемеры вокруг, будут тебе рассказывать, а отец тебе расскажет...
И вот он ввел идеальный образ антиотца. Он говорит, у него в школе был один отец, который каждый раз, когда его встречал, забирая ребенка, рассказывал ему о жизни своего поселка: Слушай, ну это ж... один коррупционер, другой развратник... И он нудил ему каждый вечер и слово паразит у этого человека было слово ж... Нембрини понял, что этот человек все это не только ему рассказывает, но и своему сыну, которому 12 лет. Ведет домой, рассказывает про коррупционеров, депутатов, партия столько то звезд что-то не то натворила... И Нембрини понял, что он не может просто терпеть этого человека, он же педагог, должен как-то повлиять на родителя, потому что родитель портит ребенка, он ему рассказывает правду жизни типа, раскрывает глаза.
И он решился с ним на бой, на мужской разговор. И он ему говорит: Серьоре, смотрите, мы с Вами немолодые люди и Вы и я, мы знаем правду жизни. В общем-то я с Вами готов согласиться, что правду Вы сформулировали исключительно корректно. Жизнь – это ж... Мы с Вами это уже постигли, мы не первый день живем на земле. Это ясно. И я хочу Вам следующее предложить. Вот Вы это поняли, Вы взрослый человек. Вы должны теперь вести себя по взрослому, т.е. рационально. Когда Вы открыли, что Вы в ж..., какие возможные стратегии поведения? У взрослого человека? Первое: мне не кажется, что разумно продолжать углубляться... это не метод...хватит! Давайте выберем другой путь, есть вторая возможность. Смотрите, Вы поняли, не углубляемся, Ваш путь теперь другой. Остановились, развернулись (то, что делает Вергилий на шерсти Люцифера) на 180 градусов и вдруг, если Вы это сделаете, у Вас будет новый опыт. Говорят, те, кто разворачивается, что вдалеке появляется маленькая светлая точечка, где-то вдалеке светится такая звездочка. Циники они продолжают говорить, что весь мир во тьме, одни проблемы, воняет, все плохо, коррупция... Но ты то точечку видишь? Все говорят: ну слишком маленькая, нужно быть реалистом, нужно ориентироваться на дерьмо, разобраться с его сортами, за какое именно ты в своей жизнедеятельности. Вместо этого ты можешь выбрать точечку, и как взрослый человек не останавливаясь, со всей своей мощностью, со всеми своими ресурсами двигаться к ней. И он говорит, и вы знаете, Серньор, говорят, что обычно всем удается выбраться. Вы выбираетесь, а там прекрасный мир, Альпы, горы, прекрасные люди и т.д. Он говорит, попробуйте с сыном точно также, попробуйте ему рассказывать про эту точку, про звезду, попробуйте сделать так, чтобы он не застрял. Это отцовство. Если вы углубляетесь – это антиотцовство.