Из
гимна 27 прп.Симеона Н.Богослова Не
говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!
Не говорите никогда,
Что может человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!
Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.
Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет.
Из
послания прп. Симеона Н.Богослова "Об
исповеди": Итак, ни монахам по внешнему облику,
ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни
удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам
и епископам, — [14] просто так, только из-за рукоположения
и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да
не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но
думаю, что и
это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за
этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников,
архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников
Христа за чистоту.
Из
10 глав о безмолвии и молитве прп. Григория Синаита:
Разве мы, если уже мужами крещаемся, то лишь [крещаемся]
в воде, а не ощущаем и Духа? Если мы в Духе обновлены
и, веруя бездоказательной, мертвой и недеятельной верой,
утверждаем, что мы находимся в сомнении [относительно
своей облагодатствованности], то мы подлинно являемся,
таким образом, плотскими, плотски живем и действуем. Когда
же раскаиваемся, то лишь внешне, а не сознаем, не выполняем
духовно заповедей. И благодать, удостаивающую некоторых
своего обнаружения послеих многих трудов, мы принимаем
[очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от иных,
то по зависти полагаем, что это прелесть. Так до смерти
мы остаемся мертвыми — живущими и действующими не во Христе.
Из
"Странника" св. Игнатия:
Очи мои смотрят, и не смотрят,—видят, и не видят: уши
слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь
на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть
мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной
и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.... Так.
провожу дни, недели!.. и сокращается время!..
Если кто, слыша из уст грешника слово великое о действиях
Духа, колеблется неверием, смущается мыслию, полагая, что
возвещаемое действие есть действие прелести бесовской: тот
да отвергнет помышление хульное. Нет, нет! Не таково действие,
не таковы свойства прелести!
Из
"Записок" Арсения Троепольского:
Молитвенные ощущения в особенности были замечены следующие:
Легкость и холодность молитвы. Благотворная теплота при
испущении воздуха, подобная огню на возженной свече, в средоточии
сердца. Приятное явственное биение сердца и обдавание его
тонкою теплотою. И по окончании возвращение ощущения чего-то
особенного в сердце. Приятная горячность и кипение и прочие.
Из
Дневника старца Феодосия Карульского:
Взялся Старец горячо по “Страннику” с дыханием и по биению
пульса в сердце, и скоро привилась молитва непрестанная
к сердцу. Седмицы две занимается и утешается. В один день
к вечеру, придя из церкви, говорит мне: “У меня началась
молитва благодатная, сподобил Бог”.
Из
книги прот. Иоанна Журавского "О внутреннем христианстве":
Это Она - всех кротких и нищих и скорбных, этих беспокойных
искателей "умного бытия" внутреннего, бессмертного,
Божественного, Любя увела за Собой К светлой Вселенской
Заутрене Дивного Воскресенья. И с тех пор Вслед Ее ног,
Что с трепетом боли прошли среди терний, По чудесным следам,
По Ее Стопам, Что пылают алмазами слез И каплями алых рубинов
- Текут вереницы Узкой тропой... А лица! Их лица сияют Нетленной
Ее красотой. Идут... все идут... поспешают... К Славе Нетленья.
Светлого дня Воскресенья
Из
работы арх.Софрония "О
нетварном свете":Что помню я достоверно, так
это основной мой порыв к Богу в моей смертельной тоске по
Нему. Я выражал ее в моих молениях такой сосредоточенности,
что если и приходил Огонь ли, Свет ли, то и тогда мое внимание
не отрывалось от Бога, и все стремление было к Нему. И вот,
в Великую Субботу (б.м. 1924 г.), Свет посетил меня после
причащения, и я ощутил его как прикосновение Божественной
вечности к моему духу. Тихий, исполненный мира и любви Свет
пребыл со мною три дня. Он разогнал стоявший предо мною
мрак не-бытийный. Я - воскрес, и во мне, со мною воскрес
весь мир.
Из
"Послания исихасту пустыннику" старца Иосифа
Афонского:...когда человек очистит свою душу, и будет
зачат в нем Новый Адам, наш сладчайший Иисус, тогда сердце
не в силах сдержать радость, и то неизреченное наслаждение,
которое нисходит в сердце, ликует, и глаза источают сладчайшие
слезы, и весь человек становится как пламя огня от любви
Иисусовой. И ум становится весь - свет, и изумляется,
и удивляется славе Божией.
Из
"Трезвенного созерцания": Когда чистый иерей
начинает литургисать, сердце его радостно скачет, потому
что чувствует, Кого оно примет. А когда он облачится в
священные ризы, сердце его становится неким сладкоточным
источником, потому что из него истекает нечто весьма таинственное,
весьма дорогое, весьма честное и весьма сладкое, что некто
назвал елеем радости, и очень точно. Потому что сердце
этого чистого иерея изнутри (то есть внутренний человек)
неким умным образом, но как бы чувственно, помазывается
елеем радости.
Прп. Максим Исповедник
"Мистагогия" - мистическое введение
в Церковь и комментарий Божественной литургии, охватывающей
космос человеческого бытия. VII в.
Симеон Новый Богослов "О
трех способах молитвы" - одна из самых
известных и авторитетных работ, традиционно приписываемых св.
Симеону Н. Богослову (X в), в которой излагается способ и техника
умной молитвы. Именно этот способ умной молитвы послужил предлогом
для начала паламитских споров. Интересно, что русское монашество,
в частности, опираясь на мнения таких именитых писателей 19
в. как еп. Феофан Затворник и еп. Игнатий Брянчанинов, посчитало
прелестными и отказалось от важных элементов умной молитвы,
предлагаемых св. Симеоном.
Симеон Новый Богослов
"Избранные гимны"
гимн 42 "О ТОМ, ЧТО ТЕ, КОТОРЫЕ УЖЕ
ЗДЕСЬ ЧЕРЕЗ ПРИЧАСТИЕ СВЯТОГО ДУХА СОЕДИНИЛИСЬ С БОГОМ, БУДУТ
И ПОСЛЕ СМЕРТИ ПРЕБЫВАТЬ С НИМ. С ТЕМИ ЖЕ, КОТОРЫЕ НЕ ТАКОВЫ,
ПРОИЗОЙДЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ "
Симеон Новый Богослов
"Об исповеди" - учение о власти
"вязать и решить", которая, по мнению св. Симеона
принадлежит не только рукоположенным священникам, но и монахам,
наделенным духовными дарованиями.
Гийон Жанна "Метод молитвы" -
Мадам Гийон де Шеснуа (Жанна-Мари Бувье де ла Мотт) - французский мистик (1648-1717гг.) Есть параллели с исихастской традицией.
Селаври А. "О
молитве Иисусовой" - книга, первый
раз изданная в 1964 г., выдержала 5 изданий, пользуется популярностью
в Германии.
Константин, монах "Беседы о молитве" - автор предлагаемых "Бесед" - монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад.
Михаил Грибановский, еп. "Лекции по введению в круг богословских наук" -
в лекциях (1888-1889) рассмотрены фундаментальные богословские темы понятие о Боге, о Его Троичности, о творении мира, о человеке и его бессмертии, о религии вообще и, наконец, о происхождении зла и свободе.
Схиигумения Мария (Дохторова) - жизнеописание и письма замечательной русской подвижницы благочестия XX века, настоятельницы монастыря преподобной Параскевы-Петки в Болгарии
Варлаам, монах "Зима на Афоне" - Обыкновенный русский монах приехал из Петербурга на Святую Гору Афон. Возжелал взойти на самую ее вершину. А дорога оказалась... О том какая была дорога - эта книга
Афон и паломник (Как попасть на Святую Гору) - По материалам переписки с православным христианином, жившим на Святой Горе неоднократно. Переписка велась в конце сентября - начале октября 2004 года.
Котельников В.
"На пороге кельи"(Из книги "Православные
подвижники и русская литература") -
о встрече литературы с русской аскетикой (Пушкин, Гоголь, Достоевский,
Леонтьев, Л.Толстой)