И не только в святоотеческом. Вы под умом понимаете не то, что под умом понимаю я, поэтому мы говорим о разных вещах и в разных ПЛОСКОСТЯХ.
Келейник, а есть ли смысл искать "пониманий" от себя? Это, имхо, уже замах на собственное богословие. Что не есть хорошо.
В Предании уже есть толкование, что как понимать в Писании. Например, Влахос - вполне авторитетный человек в изучении святоотеческих текстов и в то же время практик умной молитвы.
Если отцы писали, руководствуясь единой, хотя и сложной терминологией, чтобы их понимать не вредно в ней немного разобраться.
Я под умом понимаю не плосткий ум, и то, что я понимаю под умом, контролируется сознанием... В разных кругах эти термины понимаются по разному - и это нормально. Даже разные святые отцы понятие "душа" понимали по-разному. А Вы, Сергий, как понимаете это понятие? Я считаю (могу вместить), что душа - это проводник между сознанием и телом, содержащий и ум, и эго, и плотский ум (который должен быть распят на Кресте Жизни - иначе ум не сможет стать чистым, не сможет преобразиться и выйти замуж за Ум Христов). Каждый из нас даже наставления св. отцов понимает по-своему и это нормально.
Сознанием контролируется разум. Ум включает в себя и разум, и сознание, и бессознательное. Это, кстати, и в буддизме так. Ум - самое общее понятие, единство в недвойственности субъекта и объекта.
Плотский ум - захваченный потребностями плоти. Духовный ум - устремленный к Духу Святому-Богу. Т.е. это показатель направленности ума.
Термин "душа" понимается в разных смыслах, но они достаточно гармонично сходятся. Опять-таки, рекомендую Влахоса "Православная психотерапия". Там очень подробно все расписано.
Если коротко, "душа" - образ Бога-Троицы - ум(Бог-Отец), разум(Христос), дух(Дух Святой). Разум направлен в мир материи к телу, дух (по замыслу) в мир духовный к Богу. Ум - объединяет и является основой, как и Бог-Отец в Троице. Ум воспринимает, сознает. Разум перерабатывает и объясняет опыт ума. Дух любит или ненавидит то, что доставляет опыт ума.
Замуж, насколько понимаю, выходит душа как троичная целостность и образ Бога. Она соединяется в браке с Духом Святым и рождает в сердце младенца Христа, как нового Адама, очищенного от греха. Который, возрастая приходит от только образа к образу и подобию Божию. Завершая изначальный замысел.
По крайней мере, так у отцов, которых читал.
Эго, имхо, это то, что у отцов называется плотский ум.
По поводу распятия у Павла:
"А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира."
Т.е. распятием ветхого человека распинается мир материи, падший разум, генерящий страсти и происходит воскресение в мир духа и возвращение к Богу, как и в случае Христа. Также как плоть Христа преобразилась после воскресения, так и разум преображается из падшего состояния в обновленное.
>> Война у святых идет до самой смерти и некоторое время после нее.
Святые же бывали разные, некоторые одерживали победу еще при жизни, некоторым являлась Мать и извещала о принятии их в Жизнь Вечную. После смерти огненное искушение проходят те, кто не прошли его полностью при жизни, кто не вымел из своего дома все гумно. Но бывали люди, есть и будут, в которых князь мира сего не имеет ничего.
Это ведь не отменяло непрестанной молитвы покаяния. И у Христа в последний момент на кресте возникало чувство богооставленности. Имхо, сверхчеловеков среди православных святых не было. Они до конца уповали только на Бога.
>>И в расслаблении, без напряженного покаяния и призывания Христа его не пройти.
А как напрягать мышцы после смерти?
После смерти, наверное, понадобится мышцы ума напрягать. Если будут наработаны.
>>Ум это наше все.
Неужели Вы думаете, что плотяной ум - это наше все? Тогда вынужден просто сказать, что я с Вами не согласен. Терминологические споры же - дело которое ничего полезного не несет. Буддисты вобще говорят, что душа не реальна, реально сознание - и они по своему правы - смотря, что понимать под душой, и что понимать под сознанием.
Буддисты очень активно используют термин ум как единственно реальную основу всего. Есть даже такая школа "только ума".
Под душой в буддизме подразумеваются узоры-комбинации страстей, формирующие личность. Так в православии страсти тоже иллюзия - искажения добродетелей. Они не были созданы Богом, а значит не существуют.