Исихазм

Автор Тема: Что такое аскеза.  (Прочитано 21759 раз)

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Что такое аскеза.
« : 16 Декабрь 2007, 10:13:02 »
Прежде всего, хочу сказать, что это - лишь попытка осмысления.

Сначала начну с того, в чём, вероятно, сходится большинство присутствующих, да и вообще пожалуй любой человек в здравом уме: самовольный, танатический (хорошее слово, удобное) и насильный аскетизм ни к чему хорошему привести не может.

С другой стороны, христианский путь - это всё же аскеза. Это самоограничение и и противостояние закону мира сего в нас. Это устремление долу, что является тоже предметом определённых усилий и самодисциплины. С этим наверное тоже все согласятся. Даже то самое отсечение воли, которое поставлено в заглавие данной темы, является темой сопротивления определённой части нашего существа.

С третьей стороны, другая крайность - полное отсутствие внутренних усилий и увлечение всяческими внешними обрядами так же бессмысленно.
И уж совсем бессмысленно, когда нет ни обрядности, ни внутренних усилий.

Итак, аскеза нужна.

Что такое аскеза? Это, по-видимому, как раз то самое усилие, которое нужно приложить, чтобы стяжать Царство Божие. Что же это за усилие? Оно состоит в том, чтобы отвлечь ум от дольнего и устремить горе. Научиться слышать волю Божию и следовать ей. Что главное из того, что приковывает нас к миру и не даёт услышать волю Божию? По-видимому, гордость. Корень всех грехов. То есть аскеза состоит в том прежде всего, чтобы победить гордость. Но победить её с помощью своих же усилий невозможно, потому что такая «победа» сама станет предметом гордости. Такой вот парадокс.

Таким образом, победа над гордостью возможна только в результате того самого отсечения воли. Осознания, что без Господа мы не можем ничего, какие бы усилия ни прилагали и предоставление Ему пустого себя и пытливое взывание к Нему. Если мы посмотрим внимательно, что же есть такое – отсечение воли, то возможно увидим, что это не что иное, как безмолвие перед Господом и взывание к Нему из этого безмолвия. Поэтому аскеза должна состоять прежде всего в достижении безмолвия. И именно усилия по достижению такого вот безмолвия и является единственно приемлемой аскезой. Получается так, что устремление ума горе есть прежде всего – безмолвие (достигается же оно молитвой).

Посмотрим в себя: мы постоянно возвышаем голос внутри себя так, что Голоса Духа и не слышно. Мы постоянно ищем, думаем, раздражаемся, желаем, живём в скорлупе своего собственного мирка, не думая ни о чём кроме себя и не видя ничего, кроме себя. Усилие же наше, наша аскеза, должна состоять в том, чтобы очистить сердце водой молитвы и памятования о Господе, чтобы потом в него мог придти Дух и мы могли бы услышать Его Слово. Можно с уверенностью сказать, что из двух вариантов действия горним является тот, что поддерживает молчание и шествие через труд без ропота. Дольний путь – это путь ропота и слов.

Что касается «танатической» аскезы, то она как раз по-видимому является попыткой победить гордость своими же усилиями, то есть своего рода тупик, заводящий в ужасные бездны. Однако.

Серафим Саровский, сказавший знаменитые слова, сам стоял на камне. А Иисус сорок дней молился в пустыне. Уверен, что для них это не было танатической аскезой и самоумервщлением. Это - акт стремления ко Господу. Когда человек, очищая сердце, сподобится воспринять отблески Божественной Благодати, в сердце его возгорается пламенная любовь ко Господу, стремление к Нему и в этом стремлении человек способен совершать действия, которые стороннему наблюдателю покажутся бессмысленным самоистязанием, но которые на самом деле таковым не являются, а являются подвигом любви и в них всегда отсутствует одна черта: самоистязание.

Кроме того, есть и ещё один род можно сказать аскезы, которая обычно наоборот таковой на первый взгляд не кажется: следование воле Божией беспрекословно и в молчании. Следуя такой аскезе, следуя воле Божией, человек может, например, работать в больнице или преподавать или жениться, хотя всю жизнь мечтал об уединённой жизни. И это – тоже аскеза и возрастание в смирении и безмолвии, хотя на первый взгляд и не кажется таковым.

С другой стороны всякого рода скопчество и самоистязания без сомнения не должны поддерживаться, как явная ловушка. Но и явление это не так распространено, как кажется. Нужно помнить, что очень часто то, что кажется нам самоистязанием, таковым не является.
« Последнее редактирование: 16 Декабрь 2007, 10:23:14 от plot »
Олег

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза & телесные ощущения.
« Ответ #1 : 16 Декабрь 2007, 21:35:51 »
 Аскеза- (букв.борьба) с помыслами.Но само слово борьба,имхо,не годится,ибо Бог борется за нас.
  Полдня меня мучал один страшливый помысел.Под вечер мне стало невыносимо,начал"орать"про себя "Господи помилуй" с таким смыслом: избавь меня от это помысла,опрокидывающего меня в страх.
  Избавил(Слава Тебе Господи!),но появились новые ощущения:
  1) как бы воздух уплотнился в груди в области солнечного сплетения,дыхание как будто замедлилось;
  2) давление(плотность) в середине между бровями.
  Ощущения не неприятные и не прияные.
 То,что вспомнилось из книги Трезвенное созерцание "сокрушай сердце свое" и престол мысли находится в середине между бровями но,должно ли это чувствовать физически?
  Усилием воли поддерживать эти ощущения- им сопутствует душевный покой-или это"недуховные чувства"?
  Предположил ранее,что внутрьпребывание(собранность) состоит и из необычных телесных ощущений(высокий тонус),определенно локальных.Время покажет?
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #2 : 16 Декабрь 2007, 21:41:32 »
Позволю себе поправить Вас, Дуримар, Бог не борется ни с кем, Он просто побеждает.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #3 : 16 Декабрь 2007, 21:59:25 »
  Ну да!Ника!
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #4 : 07 Февраль 2008, 17:51:36 »
Что такое аскеза? Это, по-видимому, как раз то самое усилие, которое нужно приложить, чтобы стяжать Царство Божие. Что же это за усилие? Оно состоит в том, чтобы отвлечь ум от дольнего и устремить горе. Научиться слышать волю Божию и следовать ей. Что главное из того, что приковывает нас к миру и не даёт услышать волю Божию? По-видимому, гордость. Корень всех грехов. То есть аскеза состоит в том прежде всего, чтобы победить гордость. Но победить её с помощью своих же усилий невозможно, потому что такая «победа» сама станет предметом гордости. Такой вот парадокс.

Таким образом, победа над гордостью возможна только в результате того самого отсечения воли. Осознания, что без Господа мы не можем ничего, какие бы усилия ни прилагали и предоставление Ему пустого себя и пытливое взывание к Нему. Если мы посмотрим внимательно, что же есть такое – отсечение воли, то возможно увидим, что это не что иное, как безмолвие перед Господом и взывание к Нему из этого безмолвия. Поэтому аскеза должна состоять прежде всего в достижении безмолвия. И именно усилия по достижению такого вот безмолвия и является единственно приемлемой аскезой. Получается так, что устремление ума горе есть прежде всего – безмолвие (достигается же оно молитвой).
Комментируя эти рассуждения plot'a хотелось бы добавить из собственного опыта, что достижения безмолвия только не есть единственная аскеза. Мы все время забываем о покаянии, как предварительном и непременном условии достижения безмолвия. Необходимо тщательно раскопать завалы наших преступлений, просеять всю труху нашего сознания в поисках непроваренных комьев грехов и даже маленьких их песчинок. Иногда нераскаянный и пустяшный проступок в глубоком детстве можеть быть ядром, на которое намотано много еще чего просто по аналогии.
Есть "замечательное" свойство сознания - умение переводить память об отрицательном в нас в нейтрал или, даже, в позитив. Из-за этого мы можем надолго остаться в иллюзии относительно самих себя, и после начинаем сетовать на то, что молитва не приносит плодов, хотя и опытно знаем вкус безмолвия.
Здесь кроется некая ловушка, так как истинное покаяние, ИМХО, возможно только на исповеди в храме, а многие из нас пытаются практиковать Умное Делание без опытного наставника, и, даже, находясь вне Церкви.
Что с этим делать, не знаю, но вижу смысл обсудить это здесь.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #5 : 07 Февраль 2008, 18:02:51 »
Леонид, а что Вы подразумеваете под покаянием? Только ли сокрушение, cожаление и "разбор падений"? И каков по Вашему основной смысл исповеди?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #6 : 07 Февраль 2008, 18:14:30 »
Леонид, а что Вы подразумеваете под покаянием? Только ли сокрушение, cожаление и "разбор падений"? И каков по Вашему основной смысл исповеди
Под покаянием я не имею ничего другого, кроме таинства Церкви, в котором при исповедании своих грехов происходит мощное очищение души, реальный катарсис.
Смысл исповеди в том, что ты проговариваешь свои грехи не в уме Господу Христу, а конкретному человеку, который в этом моменте является Его полномочным представителем.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #7 : 07 Февраль 2008, 19:11:34 »
Леонид, это все очевидно.

А вот... метанойа - изменение ума?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #8 : 07 Февраль 2008, 20:10:11 »
Леонид, это все очевидно.

А вот... метанойа - изменение ума?
Если Вам очевидно, то зачем меня спрашивали? Хотели от меня что-либо отличное услышать?
А про метанойю - вот из Википедии:
Метано́йя (греч. μετάνοια, букв. «после ума») — термин, обозначающий сожаление о чем-то свершившемся, раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции зачастую несёт смысловое значение покаяния.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #9 : 07 Февраль 2008, 20:49:06 »
Вот еще интересная заметка про метанойю:
http://www.trialog.ru/dictionary/index.php?rash=m3
Не очень, правда, понятно к какой линии терапии она принадлежит.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #10 : 07 Февраль 2008, 21:41:02 »
По последней ссылки достаточно объективное описание, правда с издержками...

Так вот простое эмоциональное раскаяние без изменения сознания, ИМХО, пусто, если, конечно, не рассматривать это как всего лишь начальный пункт бесконечного пути. Это как у Распутина: "не согрешишь - не покаешься", чтобы каяться, мол, надо сознательно грешить. Мне кажется глупым считать, что Бог - некое существо, которое можно было бы умилостивить специфичным эмоциональным состоянием и вынудить даровать звезды с неба в обмен на слезы. Этого мало, надо выявить, увидеть, понять и решить с Божьей помощью проблему, причину греха, чтоб потом к этому греху не возвращаться вновь. И я не верю, что последнее возможно только внутри внешней церкви.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Константин Артемьев

  • Гость
Re: Что такое аскеза.
« Ответ #11 : 07 Февраль 2008, 21:48:42 »
При отвержении Церкви Воинствующей, ее Таинств, той Церкви, которую Вы называете внешней - покаяние очевидно невозможно, потому как такое отвержение - дитя гордости. А вот при объективной невозможности участвовать в жизни Церкви - верю что возможно покаяние. 

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #12 : 08 Февраль 2008, 06:49:07 »
При отвержении Церкви Воинствующей, ее Таинств, той Церкви, которую Вы называете внешней - покаяние очевидно невозможно, потому как такое отвержение - дитя гордости. А вот при объективной невозможности участвовать в жизни Церкви - верю что возможно покаяние. 
100% попадание.
Респект!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #13 : 08 Февраль 2008, 07:12:51 »
При отвержении Церкви Воинствующей, ее Таинств, той Церкви, которую Вы называете внешней - покаяние очевидно невозможно, потому как такое отвержение - дитя гордости. и проч..
Вы не задумывались, что слово гордость используется не всегда к месту. И вашу фразу   непредвзятый слушатель может воспринимать приблизительно так так: "Только тот, кто принадлежит к той же группировке что и Я -  правильные и смиренные пацаны, а кто не разделяет МОИХ ценностей тот гордый и непродвинутый череп".  Ктоже здесь на самом деле выказывает свою гордыню?
Может пора вырастать из коротких штанишек перекладывания ответственности на "корпорацию"?
« Последнее редактирование: 08 Февраль 2008, 07:28:32 от serebro »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Что такое аскеза.
« Ответ #14 : 08 Февраль 2008, 08:59:48 »
При отвержении Церкви Воинствующей, ее Таинств, той Церкви, которую Вы называете внешней - покаяние очевидно невозможно, потому как такое отвержение - дитя гордости. и проч..
Вы не задумывались, что слово гордость используется не всегда к месту. И вашу фразу   непредвзятый слушатель может воспринимать приблизительно так так: "Только тот, кто принадлежит к той же группировке что и Я -  правильные и смиренные пацаны, а кто не разделяет МОИХ ценностей тот гордый и непродвинутый череп".  Ктоже здесь на самом деле выказывает свою гордыню?
Может пора вырастать из коротких штанишек перекладывания ответственности на "корпорацию"?
Послушайте, serebro!
Constantin говорит о таинстве Церкви, которого ни в каком другом месте не получить. Если оно кому-то ни к чему, то, конечно, тот пусть сам трепыхается. Если разве только костлявая с косой приступит плотно и возопит тогда ко Господу о прощении, то, может снизойдет Он и отпустит тому без посредничества Церкви.
А гордость-то именно и заключается в том, что смотрим мы в храме на "посредников", хороши ли они для нас, вместо того чтобы прозревать суть преподаваемого нам таинства, не зависящей от личности "посредника" ничуть.
Да и вообще, довольно смиренный и скромный пост был на мой взгляд - констатация известного факта, а не заяление превосходства своей "группировки".
Неадекватно Вы отреагировали.
Простите великодушно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.