Исихазм

Автор Тема: Соединяющийся с Господом  (Прочитано 135337 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #360 : 10 Январь 2008, 18:47:01 »
ОПЫТ ИСИХИИ

Мой опыт исихии не прямой - косвенный.
Иногда по намекам, по указующим смыслам можно воспринять знание об опыте, а иногда даже пережить этот опыт, пусть не в той полноте, как сами молитвенники.

Реальный опыт исихии - созерцание творений Рублева. Этот путь (через икону) - не всеобщий, но для меня доступен.  Просто я по роду своих занятий восприимчива к художественно-изобразительной  стороне и это для меня может быть путем. Было "погружение в состояние" тишины,  с отсутствием мыслей и чувств (о полноте и глубине пережитого не берусь судить). Тут не моя заслуга, тут гений Рублева, с его помощью приобщилась.

Еще стала представлять эту область, когда познакомилась с мистикой Мейстера Экхарта. Вот из проповеди о "духовной нищете":

Цитировать
Тогда я сам то что я был; не пребываю и не убываю, ибо я сам тогда то неподвижное, что движет всеми вещами. Тут Бог не находит больше в человеке обители, ибо вновь завоевал здесь человек нищетой своей то, чем он предвечно был, чем навсегда останется. Тут поглощен Бог - Духом. Это "последняя нищета", какая только может быть!

Эта область безмолвия, находящегося "по ту сторону проживания", за границами нашей реальности - я всегда слышала какой-то зов оттуда (как беззвучная песня "божиих сирен"). Она обладает свойством засасывания. До поры до времени держалась в стороне, потому что идти туда - эначит уйти из жизни (не в смысле "умереть").

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #361 : 10 Январь 2008, 18:55:45 »
ОПЫТ ИСИХИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Это опыт особого единства. Мы молчим, чтобы зазвучало Его Слово.
 
Если исходить из христианского понимания того, что Мир сотворен и иноприроден Творцу, то тварный мир причастен  божественному не субстанционально, но энергийно.
 
В исихии человек становится причастным божественному "энергийно" (через Нетварные Божественные Энергии).
 
Это какой-то особый род экстаза.
 
Пусть попаду не туда, но рискну сравнить это событие с событием самадхи (опыта просветления) в Буддизме.
 
Но есть принципиальная разница.

Вот если сравнить:

Буддизм - это религия чистого опыта, причем опыта СОЗНАНИЯ. Телесность игнорируется.Буддизм субстанционально отождествляет субъекта экстаза с Первосущностью. Поэтому адепт буддизма может сказать я - Будда.
 
В христианстве в практике исихии,  когда ум достигает состояния экстаза, отождествления субъекта экстаза с первосущностью не происходит. Экстатическому  событию в христианстве предшествует молитвенный диалог, молитвенник знает Того, с Кем соединяется. Событие осознается (потом) как  энергийное  приобщение.

Тут все это сложно, громоздко по формулировкам получилось.
 
Но если просто, то можно рассматривать опыт исихазма как приобщение энергиям Бога. Это путь к какому-то, пусть ограниченному, но познанию ПРИРОДЫ Бога.
 
Это не для всех. И, на мой взгляд, не может рассматриваться конечной целью, куда, добравшись, уходишь "с концами". Иначе уж очень на буддизм с его нирваной смахивает.
 
Тут уместно вспомнить эпизод "Преображения", когда, сподобившись приобщиться Божественному Нетварному Свету, апостолы  тут же захотели "сотворить кущи" и обосноваться навсегда. Но не поддержал их Бог в этом начинании.

Исихия - это опыт, который нужно потом куда-то приспособить, творчески реализовать. Можно заняться иконописью (как Рублев), можно проповедями (как Экхарт). Можно деятельной молитвой за весь мир (как Силуан Афонский)

Вот Палама богословием занялся, его догматические определения приняты православием.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2008, 19:13:19 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #362 : 10 Январь 2008, 19:37:41 »
О МОЛИТВЕ.

Молясь нужно как-то представлять, куда держишь путь.

Как именно идешь к Богу.

Я вижу несовместимость двух разных молитвенных путей:
исихии (как погружения в Бога с отказом от себя) и
обычной молитвы-диалога, как обращения к Богу в качестве отдельного субъекта сознания.

Невозможно идти сразу и той и другой дорогой, но вот сделать вывод, что эти дороги никогда не сойдутся, я не могу.

Исихасты тоже, конечно, обращаются к Богу, ведут диалог. Но сам предмет диалога у них иной - они  работают с сознанием, опираются на приоритет духовно-психической реальности. Она есть настоящая область жизнепроживания, область продвижения вверх. Область же обыденности, реальных поступков  не столь важна.

Я считаю, что это тоже все по теме, это о соединении с Господом. Это все можно привязать к практике, через осмысление легче двигаться дальше, меньше путаницы при оценке состояний.

На мой взгляд, помимо душевных и духовных бывают некие состояния молитвенного экстаза, когда это  уже не "душевное" или "духовное" в человечеком понимании, но когда это уже сверхприродное приобщение божественному (в виде энергий божественного).

 



Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #363 : 10 Январь 2008, 19:39:46 »
Что-то я слишком много понаписала.

Чую, камни могут полететь.

Беру тайм-аут.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #364 : 10 Январь 2008, 19:47:32 »
Maska  Все вами написанное весьма полезно для меня. Спасибо. По крайней мере не нужно рыться в куче текстов и искать самой.
И все же, скажите, ваши телесные переживания происходят во время молитвы, или это некое иное приобщение к нетварным энергиям?
Вообще, если возможно приобщение к Божественному через искусство, природу и т.п. то приобщаются практически все живущие.
В поэзии есть такое понятие как вдохновение. Вдруг, ниоткуда появляется первая строка будущего стиха, а потом прислушиваешься к своему внутреннему человеку и творишь дальше. Если это тоже приобщение, то такое у меня с детства. :-)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #365 : 10 Январь 2008, 19:52:46 »
И еще. Я никак не уловлю разницы метода молитвы исихастов и той же Гийон или Бобоа Сорджа.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #366 : 10 Январь 2008, 20:11:00 »
Цитата: Svetlana
И все же, скажите, ваши телесные переживания происходят во время молитвы, или это некое иное приобщение к нетварным энергиям?

Про молитву я еще напишу, обязательно.

Щас, передохну...

Цитировать
Вообще, если возможно приобщение к Божественному через искусство, природу и т.п. то приобщаются практически все живущие.

К "какому Божественному"?

Рублев, Экхарт - христианские мистики, творящие в сфере религиозного искусства (иконы, проповеди) в найденных церковью формах.

А искусство "вообще" - там много всего намешано, есть и "Божественное" (очень много), потому что художники творят Божиим Духом. Да, практически все живущие приобщаюся.

Но вам же этого мало.

Тут вам нужно решить - где ваша цель.
Чем выше по градациям духовности, тем меньше "вибраций", меньше участия тела. Больше участия головы. Дух ведь бесстрастен. Дух человеческий - это не отдельная субстанция внутри человеческого существа, а высшая часть души, которая резонирует с иной, более высокой сферой, чем просто душа.

В моей молитве иду в направлении меньшего участия тела. Даже не в том смысле, что реакции тела отсутствуют. Может быть и сердцебиение и ощущение пронизывающего восходящего энергетического потока, но восхождение - это забвение тела, когда центр самоощущения смещаеся в сознание. Там свет, напор и неподвижное стремительное вращение.

Как-то странно получается - все стремительно движется и одновременно покоится в безмолвии. И это уже к телу не имеет прямого отношения.

У меня не везде концы с концами сходятся, все еще "лепится" (может никогда не слепится).


« Последнее редактирование: 10 Январь 2008, 20:23:17 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #367 : 10 Январь 2008, 20:17:57 »
Цитата: Svetlana
Я никак не уловлю разницы метода молитвы исихастов и той же Гийон или Бобоа Сорджа

Исихазм - это забвение тела, упразднение его в конечном переживании, выход из тела.

Да, конечно, исихасты много работают над всякими телесными штуками - дыханием, контролем телесных центров. Но это для того, чтобы выйти в сферу, где тело уже упраздняется.

Как Ап. Павел говорил о своем переживании: "Не знаю: в теле, или не в теле". Раз не знает, значит "не в теле".

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #368 : 10 Январь 2008, 20:18:12 »


У меня не везде концы с концами сходятся, все еще "лепится" (может никогда не слепится).



М-да... явно не лепится.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #369 : 10 Январь 2008, 20:24:41 »


Как Ап. Павел говорил о своем переживании: "Не знаю: в теле, или не в теле". Раз не знает, значит "не в теле".


Павел говорил это не о себе, так что мог и не знать.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #370 : 10 Январь 2008, 20:31:18 »
Исихазм - это забвение тела, упразднение его в конечном переживании, выход из тела.


Выход в астрал? А я представляла, что исихазм - это обожение всего человека, и духа, и души, и тела.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #371 : 10 Январь 2008, 20:34:55 »
Цитата: Svetlana
Павел говорил это не о себе, так что мог и не знать.

Мне (и многим) почему-то кажется, что о себе. Это принятая в трудах оценка Павлова послания.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #372 : 10 Январь 2008, 20:37:37 »
Цитата: Svetlana
Выход в астрал?

Нет.

Астрал - это область тварного (пусть и не материального, но все равно тварного)

Исихия - выход в область Божественного, то есть нетварного.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #373 : 10 Январь 2008, 20:39:58 »
Маска, не лепится потому что двойственный подход. Вы слишком много упора делаете на разделение и проведение субъективных границ, еще и всего-навсего, г.о. на базе не менее субъективных описаний.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Соединяющийся с Господом
« Ответ #374 : 10 Январь 2008, 20:42:28 »
Цитата: Svetlana
А я представляла, что исихазм - это обожение всего человека, и духа, и души, и тела.

Через выход на эти состояния происходит реальный опыт Богопознания (не на уровне чувств и ума, а как-то иначе).

Этот опыт меняет всего человека  - и тело и душу.

Но само состояние - оно не через телесные органы проживается (не через все телесные органы. Если  конкретизировать - то через мозг).