ОПЫТ ИСИХИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Это опыт особого единства. Мы молчим, чтобы зазвучало Его Слово.
Если исходить из христианского понимания того, что Мир сотворен и иноприроден Творцу, то тварный мир причастен божественному не субстанционально, но энергийно.
В исихии человек становится причастным божественному "энергийно" (через Нетварные Божественные Энергии).
Это какой-то особый род экстаза.
Пусть попаду не туда, но рискну сравнить это событие с событием самадхи (опыта просветления) в Буддизме.
Но есть принципиальная разница.
Вот если сравнить:
Буддизм - это религия чистого опыта, причем опыта СОЗНАНИЯ. Телесность игнорируется.Буддизм субстанционально отождествляет субъекта экстаза с Первосущностью. Поэтому адепт буддизма может сказать я - Будда.
В христианстве в практике исихии, когда ум достигает состояния экстаза, отождествления субъекта экстаза с первосущностью не происходит. Экстатическому событию в христианстве предшествует молитвенный диалог, молитвенник знает Того, с Кем соединяется. Событие осознается (потом) как энергийное приобщение.
Тут все это сложно, громоздко по формулировкам получилось.
Но если просто, то можно рассматривать опыт исихазма как приобщение энергиям Бога. Это путь к какому-то, пусть ограниченному, но познанию ПРИРОДЫ Бога.
Это не для всех. И, на мой взгляд, не может рассматриваться конечной целью, куда, добравшись, уходишь "с концами". Иначе уж очень на буддизм с его нирваной смахивает.
Тут уместно вспомнить эпизод "Преображения", когда, сподобившись приобщиться Божественному Нетварному Свету, апостолы тут же захотели "сотворить кущи" и обосноваться навсегда. Но не поддержал их Бог в этом начинании.
Исихия - это опыт, который нужно потом куда-то приспособить, творчески реализовать. Можно заняться иконописью (как Рублев), можно проповедями (как Экхарт). Можно деятельной молитвой за весь мир (как Силуан Афонский)
Вот Палама богословием занялся, его догматические определения приняты православием.