Еще кое-что нашла в лекции еп. Сербского Афанасия о воссоединении человека с Богом. Может кому будет интересно.
"Вот мы приходим к самому главному. Что такое спасение? Это соединение с Богом, самое тесное, самое близкое. Как Христос соединился более чем близко с семенем Авраамовым: "параприсиос", приискренне приобщися техже (Евр. 2:14). "Присиос" - это близко, "присион" - это ближний наш. А "параприсиос" - это еще лучше, еще более, чем просто близко приобщился телу и крови. Самую большую тесноту приобщения мы получаем, когда причащаемся, потом в молитвах говорится: "О Христе, о Мудросте и Слове Божий и Сило, подавай нам истее Тебе причащатися". "Истее" - значит более, чем истово, более глубоко, более причастительно. То же значит и "параприсион".
Итак, мы соединяемся с Богом. Но что это за соединение? По сущности? Тогда мы исчезнем, будет пантеизм, а нас не будет. Бог ведь такой мощный в Своей сущности... Это как если бы мы бросили маленькую крошку хлеба в огонь или капельку воды в океан. Что там с ней будет? Поэтому соединения по сущности нет. Соединение по ипостаси в нашей природе получилось только в Лице Христа. Мы же соединяемся только с энергией Божией, благодаря ипостасному соединению Христа: Он пришел к нам, Он стал посредник, "месситис". "Ходатай" - это не совсем точно, ходатай "ходит" между двумя, так я чувствую это слово. "Посредник" - это тоже "посредствующий" между двумя. А отцы говорили (например, Николай Кавасила во время святого Паламы), что как если бы кто-то третий взял двух людей и соединил их с собой, и они бы стали связаны и стали единым. Так Христос, Посредник, соединил Бога и человека в одно."