Исихазм

Автор Тема: Осипов и "Рассказы странника"  (Прочитано 44387 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #90 : 16 Декабрь 2009, 13:54:51 »
В прошлом, в других ветках на форуме уже говорили о том, что главный смысл "Странника" - в побуждении к молитве.
Сила этой книги (в том числе для меня) в том, что она ясно показывает - непрестанная молитва, непрестанное обращение к Богу возможно и в миру, что это открыто всем, а не только неведомым затворникам в монастырях, которых наше сознание превратило в какое-то подобие касты.
Эта книга ломает стереотипы, показывая, что молиться можно и вопреки скорбям, и вопреки их отсутствию.
В трудные моменты, когда уходит желание молиться, когда все это делание кажется бессмысленным, на помощь приходят даже не святоотеческие труды, а именно "Странник". Не потому что святоотеческие труды безблагодатны - вовсе нет, но они в первую очередь ориентированы на живших в монастырях. А "Странник" - здесь, с нами, в гуще городского шума и грохота. Он - ближе.
"Странника" можно назвать миссионером. А личность любого миссионера (будь это человек или книга) всегда вызывает вопросы, вызывает критику, потому что она по определению далека от глянцевых образцов. Всегда есть что-то в таких личностях (книгах) вызывающее смущение, сомнение, даже отторжение.
Но главное в том, что такие личности-книги дают силы идти и идти, вопреки скорбям, вопреки их отсутствию, вопреки радостям и страхам.

sponsor

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #91 : 16 Декабрь 2009, 22:53:23 »
m.Kleopa сказал здесь, что A.И.Осипов взялся судить о том, чего не познал на опыте. Откуда он это знает? М.б., Осипов как раз и познал. Известно, что направление ему в жизни дал редчайший подвижник Никон Воробьев.

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #92 : 19 Декабрь 2009, 15:35:48 »
Дисциплина всегда несколько обременеят человека, теснит его свободу. Но
 когда жизнь расписана чуть ли не по минутам  не остается времени для греха. Когда есть четкий график, ум не занят попечением о будующем, думаю делателей молитвы очень часто отвлкают подобные помыслы.  Дисциплина внешняя, дисциплинирует и ум, не дает ему простора для блужданий, делает его более трезвенным, что также необходимо для молитвы. Я согласен, что когда сам решаешь что тебе делать, а особенно в вопросах духовных это может привести к гордости.  Но опять же я сказал на основании святоотеческого опыта (так как мы расматриваем ситуацию когда нет духовника), святые отцы дают не просто отвлеченные советы, а конкретные действия.

Безусловно истинное смирение дается по благодати, не зависящие не от каких уставов и подвигов. Но мы ведь говорим о средствах, о внешней стороне духовной жизни, которая также имеет значение, чтобы выпрямить путь к Господу.

Понравилась мысль о страннике-миссионере. Спаси Господи! Это тоже великое достоинство этой книги, ибо может разогреть ревность христиан к непрестанной Иисусовой молитве, быть искрой которая может зажечь пламя Христовой веры.  Но опять же православия - религия правды "Не в силе Бог, а в правде". В расказах странника мы видим ложные, не соответсвующие реалиям истинно православной аскетике.  Если бы каждый православный аскет, тот же св. Игнатий Брянчнинов начали описывать свои духовные опыты, получилось бы гораздо круче и увлекательней чем у странника. Типа "я ощутил необыкновенное просвтление, ум исполнился благодати, я казалось вышел за пределы земного мира, словно и тело не мое, показав при этом бесам кукиш" или там "на 500-й молитве бес начал искушать меня", "когда ум вошел в сердце я увидел злобного и коварного змия, и я начал с ним бороться, и вот после 200 ударов мечом Иисусовой молитвы, я обезглавил змия, и меня посетала несказанная любовь Божия" фантазия человеческая безгранична, а язык у православных работает покруче Стивина Кинга.  Но ведь они этого не делают, ибо они и как "Отец наш небесный" заботятся о нашей пользе. У духовных книг есть одна особенность - читая их человек невольно погружается в те духовные опыты, переживания, описанные автором, он как бы думает находится в том духовном состоянии, которого на самом деле не пережил.  Я бы так сказал вникает в духовное душевным и впадает в прелесть, а за нею следует разочаровнаие. Почему кстати святые и предостерегают от чрезмерного чтения духовных книг. Вот в чем заключается опасность расказов странника - не заразить читателя мнимой духовностью. Поэтому было бы хорошо если бы новоначальный перед чтением прочитал брошуру Осипова, а потом брался бы за расказы.

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #93 : 19 Декабрь 2009, 15:49:14 »
А то что непрестанная молитва возможна и в миру, то об говорится практически во всей аскетической литературе. Ведь непрестанная молитва  это непросто непрестнное повторение "Господи помилуй" но постоянное ощущения присутсвия Божьего, пребывание перед Ним, память о Нем, направлением всей жизни, в том числе и внешней к нему. Даже когда исполняешь добросовестно мирские обязанности, думая о том как бы угодить Богу - это прожолжение молитвы, а не ее прекращение.  И совмсестные духовные беседы о Боге тоже продолжение молитвы где двое или трое соберутся во имя Христа там и он среди них.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #94 : 19 Декабрь 2009, 18:01:56 »
А то что непрестанная молитва возможна и в миру, то об говорится практически во всей аскетической литературе.

Только не в "Рассказах ...",
странник странствует, а не живёт мирской жизнью,
по сути странник это образец, преданного анафеме на 4 соборе,
самостоятельного монашества, вне монастыря и власти епископа.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #95 : 20 Декабрь 2009, 18:42:54 »
У духовных книг есть одна особенность - читая их человек невольно погружается в те духовные опыты, переживания, описанные автором, он как бы думает находится в том духовном состоянии, которого на самом деле не пережил.  Я бы так сказал вникает в духовное душевным и впадает в прелесть, а за нею следует разочаровнаие. Почему кстати святые и предостерегают от чрезмерного чтения духовных книг. Вот в чем заключается опасность расказов странника - не заразить читателя мнимой духовностью. Поэтому было бы хорошо если бы новоначальный перед чтением прочитал брошуру Осипова, а потом брался бы за расказы.

Видите ли, если взять любую книгу, именуемую "духовной", то к ней легко можно подобрать целый букет претензий: она и опасна, и вводит "в прелесть", и уводит от истины, и еще, еще и еще...
Зачем далеко ходить, возьмем хотя бы Евангелие, Послания Апостолов и прочее. Ну сплошной же соблазн и прелесть. И безумие :)
В этом смысле "Странник" - одна из духовных книг. Просто она выбивается из "канонического ряда" своим живым языком, живыми образами, живой бытовой реальностью.
Можно ли от этой книги впасть в "прелесть" или еще куда-нибудь? Можно. Как и от любой "духовной книги". Как и от Евангелия. И полагаю, что никакая брошюра сколь угодно именитого профессора с "разъяснениями" и "предстережениями" не особо поможет.
Потому что дело не только и столько в книгах, сколько в нас. Что за желания в нас таятся? Немедленно заполучить "духовные дары"? Или немедленно разоблачить "опасную книжонку"? Или...?
Что мы хотим получить, то и получаем.

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #96 : 25 Декабрь 2009, 13:56:57 »
Антиквар, согласен с вами.   В писаниях ст. Силуана есть прекрасная фраза "Молитва не дура. Это мы дураки". 

Думаю, кто стремится к Истине, кто ищет ее (а скорее Его) всем сердцем, всей душой, "алчет и жаждет правды" Истина убережет от подобных книг  и от прелести, а кто ищет остренького, чего то новенького, необычных ощущений, мистических опытов,   для того "Расказы странника" станут настольной книгой. 

Насколько мне известно, (хотя у меня туговато с историей, говорю ссылаясь на архимандрита Рафаила Карелина) в Византии во времена Григория Палаамы, Григория Синаита, исихазм, учение о внутренней молитве вышло в мир (скажем так) многие мирские люди ее практиковали и произошел необычайный духовный подъем, что кстати повлияло на Византию в целом, поддержало ее на плаву еще некоторое время.   Было бы неплохо, чтобы и в России произошло что то подобное.  Если с таких позиций рассматривать "Рассказы странника",  очень  в тему. 
« Последнее редактирование: 25 Декабрь 2009, 14:10:10 от Кифа »

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #97 : 25 Декабрь 2009, 14:04:54 »

Только не в "Рассказах ...",
странник странствует, а не живёт мирской жизнью,
по сути странник это образец, преданного анафеме на 4 соборе,
самостоятельного монашества, вне монастыря и власти епископа.

Очень любопытно.   Если бы не самостоятельное монашество. То наврят ли бы у нас в России сохранилось бы православие.  Ведь  период советских гонений православных связан с белыми монахами,  носившими веру христову в своих сердцах.   

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #98 : 25 Декабрь 2009, 14:08:24 »
Кстати вот еще что меня удивило, прочитал на вашем сайте книжку дневник какого то монаха Оптинского, по-моему Никодима.  Так вот когда этот монах был в послушниках, старец ему сказал прочитать "Рассказы странника".   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #99 : 25 Декабрь 2009, 14:16:25 »
А что удивляет? "Удивительно" другое - нападки на "Рассказы..."

Сейчас внутри самой (исторической) церкви идет систематическое вытравливание святоотеческого духа, и происходит окночательное превращение ее в бездушную, рационализированную, бюрократическую машину. Рассказы Странника - помеха для работы этой машины.

Док

  • Сообщений: 374
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #100 : 25 Декабрь 2009, 20:34:29 »
Эт точно! Бездушную машину, бюрократическую структуру и коммерческую лавочку по продаже "благодати".
"Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает, сразу прекращаются ссоры".  (Дхаммапада 1.6.)

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #101 : 25 Декабрь 2009, 21:52:16 »
Сейчас внутри самой (исторической) церкви идет систематическое вытравливание святоотеческого духа, и происходит окночательное превращение ее в бездушную, рационализированную, бюрократическую машину. Рассказы Странника - помеха для работы этой машины.

Системачиское - значит: целенаправленное. Не думаю что это так. Мне кажется, что всё происходит стихийно. Это скорее всего голос "мира сего" внутри церкви. Как ни крути, от "духа времени" не отделаешся.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #102 : 25 Декабрь 2009, 22:33:06 »
Раздавайте просто Странника по случаю 8) К слову сказать, в лавке монастыря, куда сам наведываюсь ее постоянно завозят - не залеживается хоть в твердой хоть в мягкой обложке. В мягкой быстрее, правда - дешевле

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #103 : 26 Декабрь 2009, 08:18:36 »
Очень любопытно.   Если бы не самостоятельное монашество. То наврят ли бы у нас в России сохранилось бы православие.  Ведь  период советских гонений православных связан с белыми монахами,  носившими веру христову в своих сердцах.   

Возможно дело было в особенностях того времени,
бывшим рабовладельцам, ставшими епископами,
претило, что по пустыням разгуливают тысячи
отпущенных на свободу рабов,
вот и запретили это "безобразие",
обязав рабов получивших свободу для поступления в монастырь,
и жить в этих самых монастырях.

А в советское время, тайные монахи были именно тайными,
явно тоже вне монастырей жить запрещалось.

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Осипов и "Рассказы странника"
« Ответ #104 : 04 Январь 2010, 15:40:25 »
"Как ни крути, от "духа времени" не отделаешся."

Ой не говорите.   Как сложно сегодня устоять человеку только-только пришедшему к вере. Сатана своим "тернием" все что можно засеял.  Поэтому поздравляю всех с новым годом, желаю всем братья и сестры, не провести не одного дня в новом году без  молитвы, без чтения священного писания, короче говоря без духовной пищи, без "хлеба жизни".  Дух мира сего настолько силен, что не покушав  хлеба, моментально оземленяешься, обмирщаешься, об этом кстати пишет Серафим Роуз в своей книге, если я не ошибаюсь называется "Спасение в современном мире".  Желаю всем вам, чтоб семя ваше приносило во сто крат, упаси Господь зарости ему "тернием". 
Друзья, и желаю вам не только защищаться, но и нападать.  Лучшая защита от духа мира сего - нападение.   Посрамить враг. Уметь сказать врагу в искушениях, "что тебе до меня, ты не в силах даже преодолеть, меня немощного, никчемного, бедного, нагого, нищего раба Христова и кто ты после этого".
Желаю всем вам насколько эту возможно, нам недостойным, встретить достойно Светлое Рождество Христово, зализав раны слезами  покаяния и врачеством Христовых тайн, вступить в новую борьбу, без всякого самосожаления, отчаяния, "препоясав чресла истиною", мечом имени Христова и облекшись непоколебимой броней смирения "наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью" и дабы "ничто не повредило вам".