Дисциплина всегда несколько обременеят человека, теснит его свободу. Но
когда жизнь расписана чуть ли не по минутам не остается времени для греха. Когда есть четкий график, ум не занят попечением о будующем, думаю делателей молитвы очень часто отвлкают подобные помыслы. Дисциплина внешняя, дисциплинирует и ум, не дает ему простора для блужданий, делает его более трезвенным, что также необходимо для молитвы. Я согласен, что когда сам решаешь что тебе делать, а особенно в вопросах духовных это может привести к гордости. Но опять же я сказал на основании святоотеческого опыта (так как мы расматриваем ситуацию когда нет духовника), святые отцы дают не просто отвлеченные советы, а конкретные действия.
Безусловно истинное смирение дается по благодати, не зависящие не от каких уставов и подвигов. Но мы ведь говорим о средствах, о внешней стороне духовной жизни, которая также имеет значение, чтобы выпрямить путь к Господу.
Понравилась мысль о страннике-миссионере. Спаси Господи! Это тоже великое достоинство этой книги, ибо может разогреть ревность христиан к непрестанной Иисусовой молитве, быть искрой которая может зажечь пламя Христовой веры. Но опять же православия - религия правды "Не в силе Бог, а в правде". В расказах странника мы видим ложные, не соответсвующие реалиям истинно православной аскетике. Если бы каждый православный аскет, тот же св. Игнатий Брянчнинов начали описывать свои духовные опыты, получилось бы гораздо круче и увлекательней чем у странника. Типа "я ощутил необыкновенное просвтление, ум исполнился благодати, я казалось вышел за пределы земного мира, словно и тело не мое, показав при этом бесам кукиш" или там "на 500-й молитве бес начал искушать меня", "когда ум вошел в сердце я увидел злобного и коварного змия, и я начал с ним бороться, и вот после 200 ударов мечом Иисусовой молитвы, я обезглавил змия, и меня посетала несказанная любовь Божия" фантазия человеческая безгранична, а язык у православных работает покруче Стивина Кинга. Но ведь они этого не делают, ибо они и как "Отец наш небесный" заботятся о нашей пользе. У духовных книг есть одна особенность - читая их человек невольно погружается в те духовные опыты, переживания, описанные автором, он как бы думает находится в том духовном состоянии, которого на самом деле не пережил. Я бы так сказал вникает в духовное душевным и впадает в прелесть, а за нею следует разочаровнаие. Почему кстати святые и предостерегают от чрезмерного чтения духовных книг. Вот в чем заключается опасность расказов странника - не заразить читателя мнимой духовностью. Поэтому было бы хорошо если бы новоначальный перед чтением прочитал брошуру Осипова, а потом брался бы за расказы.