Игорь. Приведу цитату из беседы преп.Серафима с Мотовиловым, поскольку для меня она оченьважна как одно из последних откровений о Духе для наших времен и для нас, лишенных наставников:"Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится - вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.
Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленный Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни. то есть благодати Господа Бога Духа Святого от Отца исходящего и в Сыне почитающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим"
И так иначе и быть не может, ведь Христом "живем и движемся и существуем"Деяния 17:28 Взгляд преп.Серафима мне видится абсолютно верным. А если благодать оживила Адама, которая и есть "искра Божия", то, конечно, это нетварная энергия. То.что ум имеет какой-то свой свет видится также нереальным, ведь Бог есть свет, а без него ничего не можем творить. Пока так... То, что сформулировалось за день