http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/3325/Перечитываю. Записываю мысли
. Хочется разобраться. Первое - пример с Литургией, которую владыко Антоний обязательно бы обрезал под нужды трудящихся. Имхо тем самым сведя саму Литургию как некий пунктик в программе семинара. На мой взгляд грамотно было бы программу семинара построить с учетом Литургии, а не вписывать ее в то, что не имеет отношения к богослужению. И думаю что именно так, не смешивая несмешиваемое, и поступил бы владыко Антоний, отдавая Богу божье. Раз.
(заметка - второй прискорбный пример... Намек на то что община держалась на о.Антонии. Ставятся вопросы. Ответ пока не ясен. Предпосылки к нему есть. Но ответ так и не прорисовывается. Впечатление что ум начинает воспарять в область "бытовых" проблем и стереотипов. Читаю далее...)
Скриплю как несмазанная телега. Разговор об одиночестве перед Богом и молитве пуст имхо. Что человек один и что молитва необходима - аксиома. Но произошел имхо выброс человека из церкви вообще в область личного отношения с Богом. Имхо выброс грубый. С одной стороны все верно. С другой - это лишь часть. Таким выбросом уходит куда-то и общинность и евхаристичность. Мол каждый сам себе с усам. ЧТо и верно и не верно одновременно. Поставленные вопросы как бы заболтаны высокими материями рассуждения. Ушел Антоний, община развалилась. И вроде как потому, что каждый не готов. Не такой. Но ведь и был Антоний - была община, тех же самых никаких людей. На чем держалась? Куда делся этот аспект? Роль пастыря где?
Все свелось к тому, что и пастыри и прихожане одинаково негодны. Кстати ответов то нет в этой статье. Есть вопросы. Которые имхо весьма лихо свелись к синергии (что собственно 1ый класс 3тья четверть) и уж никак не уровень церковнослужителей.
Помимо личного предстояния перед Богом и личной ответственности, что имхо отголосок первой заповеди, есть еще и вторая, и есть еще "где двое или трое соберуться...", - эти вопросы просто вообще проигнорены. И пастырь на Литургии без паствы и паства без пастыря (да и отсутствие общности среди прихожан) сами по себе еще лишь половина. Клетки а не организм. Благодать Духа и Любовь божия собирают из этих клеток одно тело Христово и вливаются в Церковь. И роль личного общения с Богом ведущая. Но как то оставляется она на свий хлопский розум каждому самому по себе. Наверно рваность изложения и неполнота картины, не раскрытость темы так и не дали мне понять. У меня так и остался вопрос - а к чему он это все отписал? Как то ни о чем.
В суе потратил время я, так ничего и не понял.