Исихазм

Автор Тема: О месте сосредоточения  (Прочитано 28405 раз)

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #150 : 08 Апрель 2012, 19:52:43 »
я про НАПРАВЛЕНИЕ не понял, о чем ты...

Так ты думаешь что ФУ! то же на свалку страстных сил? :-)...т.е. только как временная мера...
ФУ! как вариант Страха Божия сойдёт? :-)...

Не-а :-) но не мне про Страх разлагольствовать ...как про смирение.  :-D
Вот – почитай подборку, там по ссылке. Страх Дух подает, это Его дар...

Все Бог подает, все Его дар. И смирение, и страх Божий, и молитва.... Все. Что от нас, совсем немного - вроде как - произволение. Да и тут вопросы, если призадуматься.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #151 : 08 Апрель 2012, 20:11:57 »
Цитировать
Отцы говорят об трех этапах благодати: обучающей, просвещения и созерцания.

Давайте ссылку) Очень люблю раскладывать на этапы и стадии..
Я пользуюсь следующей образной схемой, составил самостоятельно,так что поправляйте если что.
Где- то здесь на форуме говорилось что можно представить путь подвижника как 4 крещения, воздухом даётся с первым вдохом и криком,водой - всякий раз когда Господь смывает грехи,огнём=благодатью в подвиге служения,и землей сораспинание Христу,смерть самости и получение сыновства.
Человек,ослабляя страсти постепенно выбирается из моря страстей к подножию горы,на которую ему нужно внести свой крест и там сораспяться Христу,когда человек начинает восхождение,он переходит от воды к огню,и этот огонь нужно хранить, поддерживать и усиливать -  допустим это период обучающей благодати,
тогда оставление благодати это тогда когда человек взошел на гору но не может отказаться себя и взойти на крест,возможно это говорит о том что он где-то крест по дороге забыл?)) В любом случае я думаю что возможно сораспинание сразу по достижении вершины.

Вы подняли интересную тему, которую можно было бы и выделить в отдельную тему.
Как мне показалось, опыт старцев о ступенях хорошо систематизирован у Иерофея (Влахоса). А раскрываются особенности этих ступеней у афонских старцев Иосифе Ватопедском и Иосифе Исихасте. Конечно есть и другие источники, которые мне незнакомы. Может, кто дабавит.

О ступенях духовного совершенства
(Иерофей-Влахос «Православная Духовность»)

Во всем святоотеческом предании речь идет о трех ступенях духовного совершенствования как о трех стадиях исцеления человека. Святитель Дионисий Ареопагит говорит об очищении, просвещении и совершенстве. То же самое различие проводит святитель Григорий Нисский. Преподобный Максим Исповедник также говорит о деятельном любомудрии (очищении), естественном созерцании (просвещении) и мистическом богословии (обожении). Преподобный Симеон Новый Богослов составил деятельные, гностические и богословские главы. Также и святитель Григорий Палама делит свои "главы" на нравственные, природные и богословские. Во всем Православном Предании мы находим упоминания об этих трех ступенях совершенствования. Так человек исцеляется и познает на опыте Предание, становится "Преданием" и творит Предание. Он является носителем Предания. Иерофей Влахос «Православная духовность»)

следует немного сказать о Божественной благодати, ибо она теснейшим образом связана с очищением, просвещением и обожением.
     
Когда мы говорим об очищении, просвещении и обожении в православной духовности, то имеем в виду не стадии антропоцентрической деятельности, но результаты действия нетварной энергии Божией. Когда Божественная благодать (сила Божия) очищает человека от страстей, она называется очищающей; когда она просвещает его ум, она называется просвещающей; когда же она обоживает человека, то она называется обоживающей. Благодать и сила Божия во всех случаях одна и та же, но она именуется по-разному в зависимости от ее действия.
Прежде чем перейти к анализу этих трех ступеней духовного совершенствования, мы должны подчеркнуть два основных момента, которые помогут нам избежать превратного понимания святоотеческого учения по этому предмету.
     
Во-первых, речь идет не об этапах, которые являются результатом человеческих усилий, но об энергии Божией. Речь идет не о мерках, которые связаны с внешним упражнением человеческой воли, но о плодах и результатах действия нетварной благодати Божией. Эти ступени, естественно, осваиваются теми людьми, которые содействуют и соответствуют Божественной благодати.
     
Во-вторых, различие этих духовных ступеней не является неподвижным и строго разграниченным. В народном образовании, когда кто-то прошел курс начальной школы, то ему уже нет необходимости возвращаться назад. В Богочеловеческом образовании, которое мы получаем в Церкви, нет такого правила, ибо все эти три ступени взаимозаменяемы. Чтобы достичь созерцания Бога, человек должен пройти очищение и просвещение. Когда он достигнет созерцания Бога, то есть третьей ступени духовного совершенствования, то, оставаясь на ней определенное время, он затем снова может возвратиться "назад", к ступени просвещения ума. Если же человек недостаточно бдителен, то от просвещения ума он снова придет к стадии очищения.



О ступенях у Иосифа Ватопедского
в Толковании на «Десятигласную духодвижную трубу» старца Иосифа Исихаста:

Если   подвижник,   по    благодати    Хpистовой,    деятельным  благочестием  достиг  полноты пеpвой  стyпени  покаяния,   котоpая   является и  называется стyпенью очищения, то это  означает,  что  он   победил телесные стpасти, поставив пpеделом для своих желаний  одни   лишь необходимые потpебности. Тогда чyвства подчиняются yмy, так что   более ничего не  тpебyют  и  не  совеpшают  в  yгодy  похотению,  и   исцеляется одна из частей "тpехчастной дyши"  --  вожделевательная.   После  этого  победного  тpиyмфа,  заслyженного,  главным  обpазом,   пpавильными yсилиями и попечением yма, человек полyчает  в  нагpадy миp помыслов и встyпление в область молитвы, отличающейся  от  той,   котоpyю до сих поp пpиходилось поддеpживать  тpyдами  и  стаpанием. 

 Божественная благодать пpебывает тепеpь в yме человека yже  не  как   yкpепляющее посещение и yтешение, котоpое  являлось  емy  вpемя  от   вpемени  pаньше,  но  как  пpебывающее  в  нем  состояние,  котоpое   поднимает его на втоpyю стyпень дyховной жизни, называемyю стyпенью   пpосвещения. Hа этой стадии делания, важнейшей из тех, что лежат  в   пpеделах покаяния, yм господствyет надо всем, а  благодать  --  над   yмом. Посколькy yм на стадии пpактического делания, подчинив чyвства   pазyмy, достиг pавновесия  и  пpавильного  yпотpебления  вещей,  то   Божественная благодать тепеpь вознагpаждает yм. Пpебывая в нем, она   yкpепляет его,  способствyя  пpавильномy  pазличению  помышлений  и   yпотpеблению их.

Этот подвиг yма вводит в область созеpцания.
 
После  этого  сpеднего,  "пpосвещенного",  состояния   истинные   подвижники покаяния достигают состояния созеpцания, котоpое является   yже не изобpетением yма или pезyльтатом yсилий, полyчаемым согласно   собственной воле или пpедначеpтанию, но владычеством и  господством   Божественной благодати, котоpая всякий pаз, когда пожелает, yгодным   ей обpазом сама пpиводит yм к  созеpцанию,  в  соответствии  с  его  собственным  пpосвещенным  состоянием   и   необходимостью,   когда   обстоятельства тpебyют назидания, или его  собственного,  или  всей   Цеpкви, как пеpедали нам наши отцы.



mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #152 : 08 Апрель 2012, 20:25:39 »
Неовит :-)...Спаси Господи...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #153 : 08 Апрель 2012, 20:28:54 »
спасибо за ответы. видимо это из-за сластолюбия,похоже на то. мой ум отверчивается от страха Божия,полагая некоторые грехи незначительными,и ,рассчитывая на Божие милосердие и прощение,склоняет к мелким (или не мелким?) грехам,всё та же проблема что открылась когда я попытался создать иерархию грехов. Господь милостив ко мне а я(мой ум) полагаю это как знак того что Он прощает (и простит) некоторые грехи,с одними,которые полагаю серьёзными, борюсь а другие себе позволяю,и даже стыда нет за это. :|
Есть ли грех малый или большой, но творимый сознательно, который нельзя назвать хулой против Духа?
Пусть это немного добавит вам Страха.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #154 : 08 Апрель 2012, 20:34:23 »
Цитировать
Если   подвижник,   по    благодати    Хpистовой,    деятельным  благочестием  достиг  полноты пеpвой  стyпени  покаяния,   котоpая   является и  называется стyпенью очищения, то это  означает,  что  он   победил телесные стpасти, поставив пpеделом для своих желаний  одни   лишь необходимые потpебности. Тогда чyвства подчиняются yмy, так что   более ничего не  тpебyют  и  не  совеpшают  в  yгодy  похотению,  и   исцеляется одна из частей "тpехчастной дyши"  --  вожделевательная.   После  этого  победного  тpиyмфа,  заслyженного,  главным  обpазом,   пpавильными yсилиями и попечением yма, человек полyчает  в  нагpадy миp помыслов и встyпление в область молитвы, отличающейся  от  той,   котоpyю до сих поp пpиходилось поддеpживать  тpyдами  и  стаpанием. 

 Божественная благодать пpебывает тепеpь в yме человека yже  не  как   yкpепляющее посещение и yтешение, котоpое  являлось  емy  вpемя  от   вpемени  pаньше,  но  как  пpебывающее  в  нем  состояние,  котоpое   поднимает его на втоpyю стyпень дyховной жизни, называемyю стyпенью   пpосвещения.
Побеждаются телесные страсти...чувства подчиняются уму...исцеляется одна из частей "тpехчастной дyши"  --  вожделевательная...
И ум получает возможность САМОДВИЖНОЙ? молитвы, впрочем это не ТАК важно...
Важно вот это :
 После  этого  победного  тpиyмфа,  заслyженного,  главным  обpазом,   пpавильными yсилиями и попечением yма,

Чё эт на меня нашло...как молнией долбануло...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #155 : 08 Апрель 2012, 20:34:33 »
Скажите, те, у кого молитва сошла во "внутренняя сердца".
Как Вам видится дальнейшее развитие собственного делания?
Хорошо, у кого молитва начинает преображаться. Но ведь возвращение ума вслед за молитвой – внутрь сердца, к самому себе – это лишь шаг к "простертию человека к Богу и соединению с Ним".

Что думаете по поводу такого делания – применительно лично к Вам :
Цитата: Палама
Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою. Когда кто пребудет в сей собранности ума и в таком его простертии к Богу, тогда сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, мысленно приближается он к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века, и духовным чувством познает, сколь благ Господь
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dobrotol/tom_5/txt21.html
Или у Вас другие соображения – иное развитие, собственное недостинство, неготовность и тд и тп?
Ну, мне на один короткий миг открыли однажды что будет дальше если... Я пойду по этому пути. Миг-то был короткий, секунд в десять, а на деле пролетело полтора часа (!!) И я чуть не пролетела в электричке мимо своей остановки.

Ну я вам скажу это просто напрочь несовместимо с обычной жизнью. Как тот монах вышел во двор и простоял там в молитве три дня? Неудивительно...
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #156 : 08 Апрель 2012, 20:38:05 »
выложу еще такой вариант книги "Умное Делание"
http://2file.net/get/23494/

Умное делание. О молитве Иисусовой.
Год: 2009
Автор: Автор - составитель сборника игумен Харитон
Жанр: Исихазм
Издательство: Лучи Софии
ISBN: 978-985-6171-95-9
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Количество страниц: 125
Описание: Вашему вниманию предлагается сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей.
Материал сборника разрастался из года в год, и поэтому не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил для составителя как справочник. Цель издания - всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. В настоящий сборник входит около 400 изречений св. отцов и современных нам подвижников.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #157 : 08 Апрель 2012, 20:46:04 »
Научите пжл вставлять фото.Я загрузил фото на Яндекс-фото, указал ссылку, выделил и нажал кнопку "вставить изображение", но  в предварительном просмотре вижу только маленькую иконку без изображения

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #158 : 08 Апрель 2012, 20:46:28 »
 Да, Андрей, как-то так. Только акценты расставлены немножко не так. Пока мы шествуем к умиранию или скорее переображению своей самости....а ведь именно в это время Господь" оставляет" нас одних, то бишь... мы уже обучены излившийся первой волной воспитательной благоди...и Господь нас отпускает в наш "ад" самим прилогать усилие для "генеральной уборки"... Вот тут и начинается сдвиги пластов.... "землятресение"..... и подсознание начинает выпирать как созревший нарыв..... Вот тогда все твое естество(паганое) как на ладони.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #159 : 08 Апрель 2012, 21:10:24 »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #160 : 08 Апрель 2012, 21:48:33 »
О свойствах благодати  которые обсуждались в этой теме (из толкований Иосифа Ватопедского на  «Духодвижную трубу»)

Об индивидуальности благодатной помощи
В  качестве одного из способов  противодействия  помыслам  самомнения,   особенно  направленным  против  других  людей,  старец   предлагает   рассуждение о значении помощи со стороны благодати, которая каждому   дается в разной степени, по образу притчи о талантах.  Вместо  того  чтобы принимать суетные и лживые помыслы превозношения над ближним,   лучше любомудрствовать о таинстве Божественного  Домостроительства,   в  силу  которого  Господь  распределяет  Свою  благодатную  помощь  соответственно произволению каждого человека, в зависимости от  его   личных качеств, места, времени и  иных  обстоятельств

О преизбытке благодати
Итак,  если   благодать, в каком бы  то  ни  было  виде,  преизбыточествует,  то  человек, получивший такое утешение, должен не принимать  горделивые   помыслы, а скорее поразмыслить о том, что он получил ее как жребий   и этим ему оказано предпочтение перед  его  ближним.  Это  вызывает   более ответственность, нежели самомнение. "Кому  много  вверено,  с  того больше взыщут."

Об удалении благодати из-за тщеславия

 Главный  вывод,  который  можно   сделать   относительно   этой   ступени, куда нас вводит старец, заключается в том, что, после того   как мы достигнем деятельного благочиния телесных трудов и войдем  в   область молитвы,  на  нас  нападает  и  борет  нас  дух  тщеславия.   Различные размышления, которые должны  использоваться  подвижниками   либо  в  качестве  возражений  помыслам,  либо  для  самообличения,   являются  необходимыми  средствами,   способными   при   содействии   благодати защитить верующего от вреда,  приносимого  этим  пороком. Ущерб от принятия тщеславных помыслов состоит в удалении благодати,   которая прежде сопутствовала подвижнику и  согревала  его. 

Об удалении благодати не из-за прегрешений человека
Однако,  отмечает  старец,  бывает  и  другое  удаление  благодати,  которое   происходит не из-за прегрешений или невнимательности человека. Такое  изменение  старец  восхваляет  как  доказательство  преуспеяния   и   восхождения  на  более  высокую  ступень,  советуя  в  этом  случае  проявлять смиренномудрие и усиленное внимание,  чтобы  не  лишиться  награды за преуспеяние. 

О сладчайшем дуновении молитвы
"Божественная  же  благодать,  постигаемая,  по  моемy   опытy,  дyховным чyвством и засвидетельствованная знающими ее, есть отблеск  Божественного сияния, котоpый познается пpи созеpцании ясным yмом и  является как тонкая мысль,  благоyханное  и  сладчайшее  дyновение,  молитва, свободная от мечтаний,  избавление  от  помыслов  и  жизнь   чистейшая. Благодать бывает совеpшенно миpной, а  также  смиpенной,  безмолвной, очистительной, пpосвещающей, pадостотвоpной и  лишенной  всякого мечтания".
 
Об очищении благодатью
Тело  свое  он  с   величайшей  охотою  изнypяет  делами  так  называемого  деятельного   благочестия, yм же  сосpедоточивает  в  сеpдце,  непpестанно  твоpя   молитвy, пеpеданнyю нам святыми  отцами:  "Господи  Иисyсе  Хpисте,    помилyй мя". Стаpец пpодолжает так: "Подобно томy как дыхание  дает   жизнь плоти, yм, сопpяженный с  молитвою,  воскpешает  yмеpщвленнyю  дyшy свою и, делая это, человек, словно yсеpдный pаботник, пpилежно   взыскyющий милости, понемногy  начинает  ощyщать  yмом  пpосвещение  Божественного yтешения". Это  yтешение,  слyжащее  пеpвой  стyпенью  дyховного  восхождения  монаха,  пpиснопамятный   стаpец   называет  блаженным, yказывая, что "есть yдостовеpение,  что  он  идет  пyтем   истинным".

О призывающей благодати
Пеpвым yдостовеpением он называет "лyч пpизвания  Божия,   котоpый один помогал очищению нашемy. Hо тогда человек еще  не  мог  pазличить чyвством yма оное ни для  кого  не  видимое  Божественное   действие",  котоpое  лишь  иногда,  пpи   наличии   соответствyющих  обстоятельств, могло ощyщаться в теле, облегчая тяжесть  тpyдов.  В   дpyгих слyчаях это действие вызывает yтешение и дyховные помышления,  плач и слезы, памятование о совеpшенных дypных  делах,  yвеличивает   стpемление  к  еще  большим  подвигам   и   поpождает   богоyгодное   естественное созеpцание твоpения, котоpое yслаждает дyшy подвижника.

О свете просвещения благодатью
 Hо это еще не  yмное  видение  "ощyщаемого  светлейшего  света,   котоpое это тpеблаженное действне являет  нам,  пpиходя  как  бы  в   тонком дyновении".  Свойства  этого  высокого  состояния,  согласно   описанию пpиснопамятного стаpца, yподобляют его Божественной кyпели,   котоpая омывает и очищает yм, совеpшенно изменяет все тело, смягчает   сеpдце и yсиливает те благие достоинства, что есть  y  человека,  а   также  его  гоpячность  и  pевность  о  Господе,  вызывая  y   него   неболезненные  слезы  любви.  Таковы  в  общих  чеpтах   чyвственно  воспpинимаемые  действия  благодати,  котоpые   на   данном   этапе   yдостовеpяют  подвижника  и  дают  емy  yтешение. 

О периоде сухости в удалении благодати
Это   состояние,   пpоявляющееся одновpеменно в yме и чyвствах  человека,  сохpаняется   столько вpемени, сколько позволяет Божественная благодать, а затем,   как говоpит стаpец, "насколько пожелает  богодвижимая  сила,  этот  светлейший свет вновь скpывается". Тогда человек опять  остается  в   одиночестве, pассматpивая следы этого состояния, оставшиеся, подобно  избыткy хлебов, в его дyше.
По  словам  стаpца,  "ты  остаешься один, словно бы помазанный благоyхающим елеем". Этот  вид  yдаления благодати не из-за особой вины  со  стоpоны  человека,  но  согласно боголепным сyдам спасительного  Пpомысла  Божия  известен  нашим  отцам-исихастам,  котоpые  yтвеpждают,  что  такое  yдаление   благодати зависит от личности человека, вpемени и обстоятельств.
 
Для тех, кто не имеет соответствyющего опыта, а  лишь  начинает  yчиться  этомy  деланию,  такое   положение   бывает   болезненным,

Считая,  что   yдаление благодати пpоизошло по  его  вине,  он  достигает  глyбины   смиpения,

О волнах благодати
Такой   обpаз   действия   благодати,   то    являющейся,    то   yдаляющейся, пpодолжается на данном этапе  дyховной  жизни  до  той   поpы, пока  подвижник  не  полyчит  достаточной  подготовки:  слезы   pадости и счастья, вызываемые явлением благодати, сменяются y  него   слезами боли и гоpечи от ее yдаления  и  отсyтствия.  Хоpошо,  если   такой монах находится pядом с опытным стаpцем или, по кpайней меpе,  каким-нибyдь   близким   человеком,   имея   возможность   подpобно    исповедовать свое состояние, чтобы избежать  бyдyщих  бед,  котоpые   должны последовать из-за его неопытности и коваpства бесов. Дело  в   том, что от yсилий подвижника, сколько бы он ни стаpался, не зависят   ни способ действия Божественной благодати, ни  ее  пpисyтствие,  ни   отсyтствие, pазве что в том слyчае, если он -- yвы!  --  забyдет  о  внимании и точном соблюдении своего pаспоpядка, в то вpемя как нyжно   потpyдиться, чтобы вновь обpести пpежнее состояние.

В   этом слyчае главной бедой становится не столько yдаление благодати,   сколько все yсyгyбляющие  испытание  последствия  неpадения.

Оставление благодати – общее для всех ее свойсто
Ясно из последствий, что оставление  и  наказание  не  являются  одностоpонними,  но  общими.  Пpичина  их  заключается   скоpее   в   Божественном    Домостpоительстве,    нежели     в     человеческом   несовеpшенстве. "Hаказyя наказа мя Господь, смеpти  же  не  пpедаде   мя." И еще сказано: "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же  всякого  сына,  котоpого  пpинимает". 

Почему необходим длительнвй период сухости без благодати
Изобилие  благ,   собpанных   Божественной благодатью в дyше кающегося, поpодило, по пpичине  его   неопытности, самоyвеpенность, этy жесткyю скоpлyпy ветхого человека,   посpедством котоpой завеpшается опyстошение его дyши.

Hа данном  этапе,  как  yже  было  сказано,   вместе с Божественной благодатью yдаляются и все силы  и  сpедства,   помогающие человекy, чтобы тот, смиpившись,  на  опыте  yбедился  в   пpавоте слов Господних: "Без Меня не можете делать ничего".
 
Как всегда  объяснял  мне  пpиснопамятный  стаpец,  эта  стадия   подвига является  самой  сypовой  из  всех  человеческих  тpyдов  и   подвигов. Осилить ее, действительно, yдалось немногим.

Пpоисхождение же зла  относится  к  томy   моментy, когда человек повеpил, что обpел  Божественнyю  благодать,   благодаpя подвижничествy и собственным благим yсилиям, и  что  все,   кто лишены ее, виноваты в этом сами, посколькy не хотят подвизаться.


О возвращении благодати
Если   человек вовpемя  пpизнал  поpажение  и  смиpился,  то  Божественная  благодать немедленно пpиближается к  немy,  однако  это  пpоисходит   неявно, так что не заметно никакого знака ее yтешения. Тем не менее   она таинственно действyет в дyше, пpидавая ей теpпение, и облегчает   пyть к самопознанию и смиpенномyдpию. Хотя ощyщение  оставленности,   со всеми его пpизнаками, по-пpежнемy  очень  сильно,  а  непонятный   стpах сохpаняется в течение долгого вpемени,  благодать,  как  было  сказано, втайне yкpепляет подвижника, чтобы он выдеpжал  испытание

 
Мало избранных
Спpаведливо говоpят наши   святые отцы, что многие нашли Божественнyю благодать, когда искали,   однако мало кто, потеpяв ее в ходе подвижничества, смог пpизвать  к себе вновь.

наpядy с деятельным yсеpдием, котоpое   тpебyется  от  подвижника,  имеют  значение  и   пеpиоды   вpемени,   yстановленные Божественным Пpомыслом по его тайномy сyдy. Так можно   понять  слова  апостола:  "итак,  не   от   желающего   и   не   от  подвизающегося, но от Бога милyющего

Божественная   благодать возвpащается к плачyщим и стpадающим pади нее, особенно к   людям пpостым и добpым, котоpые yподобились  младенцам  во  Хpисте.
  Исключение, однако, не  становится  общим  пpавилом,  так  что  для   большинства сохpаняется обычный пyть yсеpдия, теpпения и послyшания   советам и yказаниям отцов. "Ибо общий поpядок, -- говоpит стаpец, --   пpинятый нами от всех святых, состоит в добpовольном подвиге,  даже   до кpови, согласно  pечению  святого:  "Дай  кpовь,  чтобы  пpинять   Дyх!"".

"Итак, yзнал ты, любезный,  об  отнятии  благодати,   yвидел и властительство диавола и  мyжество  подвижника.  Посемy  и   немногие из встyпивших на это попpище благополyчно пpоходят его. Ибо   все монахи, пpизванные Богом, пpишли  к  монашествy  под  действием   пеpвого лyча благодати, многие же насладились и светом  втоpого  ее   лyча. Когда же  пpишло  сие  испытание  и  yдалилась  благодать,  а
  опытного yчителя pядом не было,  то  они,  не  yдостоившись  больше   пpосвещения благодати, не понимая пpичины этого дела, подyмали, что  веpнyть благодать нельзя. Такие люди, отчаявшись в отношении  ДАРА,   живyт в глyбокой скоpби, ибо сила человеческая  обычно  истощается,   когда нет деятельного наставника".

О дарах по возвращении благодати
Пеpвым  ощyтимым  даpом,   котоpый   человек   полyчает   после   возвpащения  скpывавшейся  Божественной  благодати,  является   миp   помыслов, а затем возpастание веpы, или, веpнее, пpибавление  веpы,   о котоpом следyет сказать подpобнее. Этот вид веpы, называемый  еще   "веpой созеpцательной", пpевосходит обычнyю и  pождается  от  опыта   воспpиятия Божественной благодати, Божественного  yтешения,  после   деятельных подвигов теpпения и  испытания.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #161 : 08 Апрель 2012, 22:52:40 »
Все Бог подает, все Его дар. И смирение, и страх Божий, и молитва.... Все. Что от нас, совсем немного - вроде как - произволение. Да и тут вопросы, если призадуматься.
То, что Он подает – совершенный дар, полностью совершенный. Но то, что мы своими усилиями можем начать – это не всегда одно "голое" произволение. Например, смиренномудрие, которое нам предлагается начинать с приучения и "настройки" себя и только потом, возможно, будет дано от Бога в дар. Кто-то из с.о. заповедал нудить себя с самого начала к любви, хотя и абсолютно несовершенной. Понятно, сколько на этом пути возможно пагубных перегибов и подводных камней. Тем не менее, не об одном лишь произволении речь...

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #162 : 08 Апрель 2012, 22:55:49 »
Скажите, те, у кого молитва сошла во "внутренняя сердца".
Как Вам видится дальнейшее развитие собственного делания?
Хорошо, у кого молитва начинает преображаться. Но ведь возвращение ума вслед за молитвой – внутрь сердца, к самому себе – это лишь шаг к "простертию человека к Богу и соединению с Ним".

Что думаете по поводу такого делания – применительно лично к Вам :
Цитата: Палама
Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою. Когда кто пребудет в сей собранности ума и в таком его простертии к Богу, тогда сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, мысленно приближается он к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века, и духовным чувством познает, сколь благ Господь
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/dobrotol/tom_5/txt21.html
Или у Вас другие соображения – иное развитие, собственное недостинство, неготовность и тд и тп?

Для это есть обучающая благодать, которая дает видение, над чем надо работать.
В отсуствие послушания постоянному наставнику, стремлюсь слушать наставления, которые приходят от обучающей благодати. Это я называю послушанием молитве. Здесь работают теже принципы послушания - отсечение своей воли и следование воле молитвы. Творить ее не так, как мне хочется, а как она течет.  Если ум непрестанного вращается в осмыслении мистического опыта, то наставления и ответы обязательно приходят. Чаще всего это начинается с ощущения беременности ума, который готов что-то принять или родить. Роды происходят или во время молитвы или во время чтения, или во время дневниковых записей. Также помогает непосредственное обращение к Господу дать ответ на непонятное. Ответ приходит. Существенным отличием таких ответов или наставлений от помыслов является признак "достоверности о неизвестном", о котором есть у Лествечника. Извещение приходит, как достоверное извещение о неизвестном. Как говорит мирнестранник, как молнией долбануло и прояснилось в ином свете. Это свет просвещающей благодати.   

Очень помогает ведение дневника. Когда записываешь. как проходила молитва и пытаешься понять полученный опыт, то происходит прояснение что от тебя хочет благодать. Часто удивляешься своим записям - откуда это все взялось? Не было у меня таких мыслей до начала записей, а получилось целое наставление для меня самого от благодати.

И второе. Это радение. Во что бы то ни стало надо становится на молитвенное бдение каждый день. Особенно тогда, когда устал и нет сил благодать ждет усилия и вознаграждает.
.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #163 : 08 Апрель 2012, 23:05:15 »
Цитировать
Отцы говорят об трех этапах благодати: обучающей, просвещения и созерцания.

вот  такая история мне увиделась..
...уже много раз человек возвращаясь с работы домой не замечал Христа ожидающего его на остановке,которую он проезжал. вернувшись домой и совершив все запланированные дела,он погружался в молитвенное делание и удивлялся почему к нему не приходит благодать.потом начинал искать у со подтверждение своего положения.. а Христос по прежнему ждал его на  остановке...
вобщем напрашивается такой вывод,период оставления благодати для тех у кого терния,заботы,планы(в том числе по практике молитвы) и суета, не дают всходам плодоносить,это для тех кто много раз зван но не приходит,поскольку   свои дела. И если человек может оставить всё и следовать за Христом,то зачем же Христу оставлять его?
Нет , надолго не оставит.
Очень близко это моему опыту. Я пытался говорить об этом на форуме, но не получил отклика, кроме неприятия.
В беседах отца Иоакима, что я привел в разделе литературы, как раз об этом много говорится.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О месте сосредоточения
« Ответ #164 : 08 Апрель 2012, 23:29:03 »
Трезвый взгляд на себя несколько приближает к смирению...а трезвый взгляд нуждается в сравнительном анализе...и если при таком сравнение\анализе...все вокруг в прелести и делают всё не так...то автоматически это повышает самооценку...или стимулирует превозношение...

любой сравнительный анализ это гордыня, это игры ума : вот раньше я был такой,а теперь другой,они делают так ,а я так не буду.. гордыня плодит субличности которые в сути своей есть любой фиксированный образ себя, в который человек верит,и вся эта игра в уме...человек текуч,вообще жизнь текуча,вот только ты хочешь сказать что она такая, а она уже другая.. пока человек верит в образы себя он не может присутствовать в настоящем моменте, бдить.
Узнаю просвещающую благодать. У меня были подобные озарения о недопустимости оценочного сравнения человека и себя в том числе, о ложности моего мнения и любви к чужому мнению, особенно когда оно не согласуется с моим. К иному мнению надо относиться, как к любимой девушке, все принимать по любви.

Истина открывается нам лишь в той мере, в какой мы можем ее принять на данный момент. Из разных мнений истина не складывается, потому что отдельные мнения несут отпечаток искажения темного ума. Поэтому всякое мнение не живет долго. Оно меняется по мере просветления ума. Ничего нельзя утверждать, догматизировать, или строить схемы, как говорит Александр.

То что открывается нам  есть лишь направление поиска истины. И в этом поиске мы приближаемся к истине, которая есть Христос.

Показателен в этом отношении диалог Бога с Иовом. Иову истины открывались не через изложение сути, а через вопросы, задумавшись над которыми к нему пришло озарение о промысле Божьем.

Польза рассуждений не в выводах, которые останавливают поиск, а в движении ума в поиске истины. Духовное не статично. Духовное всегда в динамике. Остановка движения смертельна для ума. Ум  не автомобиль, который можно поставить на стоянку или припарковаться на обочине. Если это сделать, то он разворачивает в обратном направлении и начинает свое падение во ад.