Думаю дальше
Надо всмотреться в себя. К чему нам вообще теперь говорить о созерцании? Не преждевременно ли? Не выдается ли желаемое за действительное, и тем заражаем друг друга – искушением найти в себе то, чего еще нет? Принять за него – слабый его отголосок, некий аванс?
В тексте Ангеликуда "Исихастская практика", видно, что явным этапом "на подходе" к созерцанию у него описано такое стяжание Духа, когда:
"увидит ум [твой] от сердца сверхъестественно бьющий [некий] водопад или поток или струю Духа, — то самое, что животворящей и освящающей энергией Святого Духа названо святыми Отцами."
Никита Стифат говорит, что душа брачуется с Женихом, и тогда, по ее мольбе Он вводит ее в "сокровищницу тайн", "делает созерцательницей логосов":
...многими слезами и трудами возрастив порыв ко спасению, зачатый во чреве разумения, она рождает его на земле своего сердца, и когда она освободится от болезней адовых, и избавится от стенаний судных, вожделение и радость будущих благ охватывает ее и встречает ее любимая ею чистота с целомудрием, и любовью сочетает ее с Богом. Сочетавшись же с Ним, она ощущает неизреченное удовольствие, когда с удовольствием и сладостью проливает слезы умиления, и становится вне всемирного чувства и как бы находясь в исступлении бросается вслед Жениха и так кричит несказанными гласами: “вслед Тебе в воню мира Твоего теку. Возвести ми, егоже возлюби душа моя, где пасеши? Где почиваеши в полудне чистого созерцания? Да не когда буду яко облагающаяся над стады праведников <Песн. 13, 6> . От Тебя происходят осияния великих таин”. И жених , введя ее в сокровищницу сокровенных Своих таин, делает ее созерцательницей логосов творения с мудростью (2-я сотница, 49).
И здесь, на форуме, Александр пишет:
«введении полученного опыта созерцания в действие (соединении созерцания и действия) по изменению себя, других и всего мира. То, что делал Господь.» Это, как понимаю, еще дальще отстоит. Это – уже твердо стоящим в созерцании, кому не залогом, не авансным неким обещанием время от времени открывается созерцание. Но кому Жених распахнул сокровищницу, и кто исполнился ведения тайн.
Для меня вышеприведенное – не схематика, но важные вехи. Если этих вех – нет и не было, то что можем сказать о
созерцании? Предварительно что-то этакое воспринять, получить самое общее представление и генеральное направление из написанного ведающими...
Скепсис пришел, короче...