К чему споры о грехах и возможности "пребывании в царствии" уже на земле? Читаю сейчас книгу Павла Сержантова "Исихастская антропология о временном и вечном" - автор предлагает 9 ступеней исихастского пути:
1 - обращение и покаяние (переориентация всего жизненного уклада, капитальное переустройство человеческих энергий)
2 - борьба со страстями (она даёт смиренномудрие — понимание, что страсти победить своей силой невозможно и открывает доступ божественной энергии, помогающей бороться)
3 — безмолвие (очищение ума от помыслов)
4 - сведение ума в сердце (умно-сердечная молитва, очищение сердца)
5 - непрестанная молитва (принятие благодати на благодать, возрастание открытости Богу и способности к восприятию божественной энергии)
6 — синергия (соединение человеческих энергий с божественной энергией, совместное действие Бога и человека)
7 — бесстрастие (навык жить в согласии с волей Божией и бороться со страстными помыслами приобретает силу, какую имеет страсть у одержимого страстью, то есть бесстрастие становится энергией, подчиняющей себе все остальные энергии человека)
8 - чистая молитва (на предыдущие ступени молитвы человек восходит с помощью Бога, на эту - «восхищается» Богом)
9 - созерцание нетварного Света (предельное соединение энергий Бога и человека, оно в высшей степени преобразует всё устроение человека, происходит божественное творение человека заново (новотворение), видение фаворского Света духом, начинается обожение, исход за границы наличного существования)
далее предположительны: святость, преображение, воскрешение из мёртвых...
P.s. Понравилось ещё описание сути греха: «Злом исихасты считают грех, то есть действие человека, противоположное действию Бога, так сказать, антисинергию. Грех — это зло — действие, оно замыкает человека для воздействия благодати и открывает его к действию страсти».