"Душа подавляет в себе действие, направленное на чувственное". Пример: у подвижника нет ещё "естественного созерцания", но ему открыто сердце и он может взирать на мир, посредством разума, рассудка, молящимся в сердце умом(здесь есть разные концепты, думаю можно принять данную формулировку)...
я не очень Вас понимаю, в плане того как можно молиться умом в сердце, если произошло соединение ума и сердца, то молитва идет сердечная молитва, это совершенно конкретное явление на котором энергия ума соединяется с его сущностью, от такой молитвы мировосприятие меняется, т.е. у подвижника не может не быть естественного созерцания, если же соединения не было то наверное говорить о возможности молится умом в сердце, немного некорректно, поскольку молитва в таком случае будет проходить где-то в области сердца, но не в нем..
по поводу подавления и пр. тут опять же не вполне Вас понял, Вы насколько можно понять полагаете, возможным уничтожить страсть отделив, на ментальном уровне друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение..
для начала хочу отметить, что я не нашел такого высказывания у МИ, дайте ссылку если можно, во вторых насколько я в курсе у МИ , в качестве мер для борьбы со страстью более фундаментальные меры предлагаются, например у него есть такое высказывание "
Иное избавиться от помыслов, а иное освободиться от страстей. Часто избавляются от помыслов, когда нет на глазах тех предметов, к которым страсть кто имел: но страсти между тем скрываются в душе, и при появлении предметов обличаются. "(Главы о любви 3, 78).
смысл этого высказывания в том, что страсть по определению МИ это "
неестественное движение души" (Главы о любви 1:35) об этом он еще высказывается следующим образом "
Нечистота души состоит в том, что она не действует по естеству; ибо от сего рождаются в уме страстные помыслы." (Главы о любви 3, 35)
и от разложения страсти на составляющие неестественные движения сил нашей души не превращаются в естественные, для этого необходимо более существенные меры, их преображение, а преображение по МИ происходит в молитве, под воздействием благодати – "
Чей ум непрестанно устремлен к Богу, того и вожделение превозрастает в желании Бога, и раздражительность вся превращается в Божественную любовь. Ибо чрез долговременное приобщение Божественному озарению ум, соделавшись весь светловидным, и вожделетельную свою часть, утеснив и подавив в себе, превращает в непрестанное, как сказано, желание Бога и неослабную к Нему любовь,– всецело переводя ее от земного к Божественному. "(Главы о любви 3, 48).
по этому повторюсь, насколько сам знаю в качестве мер по борьбе со страстью у МИ более фундаментальные меры предлагаются, возможно есть какие-то другие высказывания но, тогда хорошо бы цитату в контексте посмотреть, я ее во всяком случае не нашел..
Можете более пространно изложить эту мысль?..
не уверен т.к. не понял что именно надо более пространно изложить, вообще речь идет о том, что ум без поддержки благодати, и ее руководства либо не имеет способности к освоению своего микрокосма, либо начинает попросту блуждать в его лабиринтах, уклоняясь в то что можно обозначить как оккультизм .. думаю было бы лучше если бы Вы задали уточняющий вопрос..