Исихазм

Автор Тема: Ловушки для ума  (Прочитано 28209 раз)

SINAIT

  • Сообщений: 235
  • Простите меня грешного! Поклон Вам!
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #30 : 21 Март 2012, 15:16:01 »
Ум молящегося очищается быстрее, чем сердце. Ум очищается годами, а сердце – десятилетиями.
Отсюда возникают противоречия и ловушки для ума.
Сердце жаждет очищающей купели благодати и ждет от ума внимания и руководства.
Но предочистившийся ум боится попасть в ловушки и ищет для себя знаки предупреждения об опасности.
Он ищет их вне себя, блуждает по внешним признакам опасности –прегрешениям священства и монахов, ошибкам подвижников и прелести молящихся.
И это первая ловушка для ума – страх попасть в ловушку.

Ум доверяет себе и не верит опыту отцов, которые советуют не блуждать уму в грязной луже своих суждений, всех считать святыми, а себя хуже всех.
И это вторая ловушка для ума – доверие себе и тому, что видит ум своим неочищенным оком.

Предочищенный ум молящегося многое понимает и составляет себе представления, как молиться, что просить, как относиться к святыням, что полезно и что не важно. Из этих представлений вырастает вавилонская башня самомнения.
И это третья ловушка для ума – самомнение.

Предочищенный ум искренне ищет совета, но делает не то, что хочет, а что хочет неочищенное сердце. 
И это четвертая ловушка – раздвоение ума и сердца.

Как избежать ловушек?
Есть такая мысль, что избежать ловушек для ума можно, если перестать изменять своему сердцу и бегать на сторону.
Если энергию блуждания ума направить в свое сердце и чистить его в купели благодатной молитвы. Уму надо трудиться на конюшне сердца своего,
довериться молитве и просить милостыню от Господа нашего Иисуса Христа.

Ну вроде бы как видно что ты молишься Брат!
Видно так же что практики у тебя хватает, живой ум!
"Как избежать ловушек? " - определенно ответить на этот вопрос могут ответить только близкие тебе по духу люди! Ибо у всех нас разные умы!
Но вот из своего опыта есть чем поделиться с тобой!
1-ое - твое определение:"Ум молящегося очищается быстрее, чем сердце. Ум очищается годами, а сердце – десятилетиями" - в этом есть своя очередность то сердце вперед то ум!!!
2 - ое - "И это вторая ловушка для ума – доверие себе и тому, что видит ум своим неочищенным оком" Блаженной памяти отец наш СИНАИТ пишет что каждый учит молитве так, как он сам научился или пришел к ней! И отцы наши есть только пособие, учебники с коими необходимо сверять себя " Ибо они услышаны Создателем"
3 - е - И это третья ловушка для ума – самомнение. Это серьезная штука сопряженная с гордостью. Здесь все больно (для меня) но не для тебя и читающего эти строки. Как бороться...и побеждать - не знаю пока!
4 - е - "И это четвертая ловушка – раздвоение ума и сердца" от этого ни куда!!! Об это пишет еще ап. «я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:14-17)
5-ое - Покаяние Брат! Именно покаяние нас спасет и приведет в ум совершенный! Госпиди - ПОМИЛУЙ!!! Не имею более слов перед тобой, а только помилуй!!!
Не грамотный то я!!! Прошу прощения у тех кому режет глаз мои орфографические ошибки в правописании!
С уважением к Вам Денис.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #31 : 21 Март 2012, 15:43:18 »
надо мной тоже стебешься?)) бяка)
бяка так бяка - тебе оно виднее... :-)
стебешься - слово...какое то...не то... :| точно не из лексикона молитвенника... :-)

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #32 : 21 Март 2012, 16:48:10 »
надо мной тоже стебешься?)) бяка)
бяка так бяка - тебе оно виднее... :-)
стебешься - слово...какое то...не то... :| точно не из лексикона молитвенника... :-)
ты так смешно меня шаблонами меряешь =))))
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #33 : 21 Март 2012, 16:57:26 »
мысли роятся и уйти от них не легко..Они одолевают и беспокоят душу..
Недавно проведал осного старика всю жизнь при церкви...В доме где жил ему являлась Богородица- а епископ сомневался..Переселил его в старческий дом-так там к нему начал являтся Иисус Христос..
Сменил обстановку и пошли новые явления..Я часто меняю обстановку...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #34 : 21 Март 2012, 16:57:43 »
В общем, я понимаю теперь почему у нас диалог плохо клеится. Вы апеллируете к тому, что написано в книгах, чтобы доказать свою правоту (или объяснить свою позицию) по любому вопросу.
А по моему очень даже хорошо клеится :-)...и...не дай мне Господи доказывать свою правоту :-)...
В молитве у каждого по своему...а по тому правота возможна только в одном случае...если есть серьёзные ошибки, неправильная молитва или прелесть...однако вас в этом я не могу заподозрить :-)...
Обращение к святым отцам вынужденная мера :-)...я не люблю учиться...но так как у меня нет духовного руководителя молитвенника, то по совету святых отцов, руководствуюсь наследием...
Ну и моя практика показывает что лучше сверять то что происходит в молитве со с.о...так меньше ошибок...
Я же книг не читала, и апеллирую лишь к тому что имею - к опыту. А поскольку видимо нужно иметь какоенибудь богословское образование, чтобы доходчиво излагать мысли о таких странных предметах, вот у меня и не получается.
Нет...с.о. наследие помогает понять что происходит...а описывать мистические состояния нелегко даже богословам...
Я говорю именно личность проваливается. Не знаю как вы это видите. Еще я знаю что это происходит само.
Ну я просто предложил посмотреть...обнаружить КТО видит всё то что происходит внутри...
А что происходит внутри видеть надо...так учит св.Григорий Палама...ну...от себя могу сказать что...внутреннее вИдение практично :-)...
И последнее - я совершенно точно не просила Бога чтобы Он сподобил меня таким неудобным даром. Он трудно сочетается с суетой города и стрессовой работой.
:-)...эт точно :-)...неудобный дар...впрочем вполне можно приспособиться и сохранить социальную адаптацию...и это видимо то же задача которую перед нами всеми ставит Господь...апостолы жили посреде мира и имели много попечений(побольше нашего)...

Ну...я кажется то же не просил...просто по тому что 12 лет назад я не знал что такое Иисусова молитва...и даже не знал что ум должен уйти из головы в грудь...он у меня сам туда опустился :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #35 : 21 Март 2012, 17:00:43 »
Ну...я кажется то же не просил...просто по тому что 12 лет назад я не знал что такое Иисусова молитва...и даже не знал что ум должен уйти из головы в грудь...он у меня сам туда опустился :-)...
скажи, а оно у тебя циркулирует в груди совершенно независимо от того что ты делаешь и о чем думаешь?
я чувствую движение, оно бывает слабже, бывает сильнее, а бывает так крутит - как будто в дизель залили 98-ой... и тогда - Господи помилуй, и не дай мне задохнуться
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #36 : 21 Март 2012, 17:07:43 »
Я стараюсь через душевную оболочку двигать ум к сердцу...
Удивляюсь вам. Столько отцов читали, а все стараетесь двигать ум к сердцу.
Брат мой дорогой, не о том стараетесь, забудьте о соединении ума с сердцем, не ищите соединения ума, радости и любви. Ожидание даров и увлечение состояниями, прислушивание к ним и месту молитвы - все это есть умственная инстанция, которую надо преодолеть, отрешиться от нее и пойти вслед за молитвой. Добавлю немного пурги: от вас требуется покаяние, благоговение и страх, но не радость и любовь. Держите покаяние, а радость сама придет. Держите ум свой в сточной канализации, плачьте, тогда духом вас поведет к сердцу, а не наооборот.  Только вот, что такое покаяние у нас с вами разная пурга.
Все старание приложите к покаянию, только оно очищает и готовит пути Господу.
Простите за пургу.
Читал минут пять. Ниасилил ни разу, ибо первые фразы противоречат последним. Ото ж ведь какая штука: изворотливость ума...


Простите, никого не хотел поучать. Хотел лишь напомнить поучения отцов, но получилось коряво и не понятно.
Постараюсь последовательно изложить мысль, подкрепляя цитатами.
Ранее Мирнестаранник говорил о себе, что его молитва застряла где-то посередине между гортанью и сердцем. А в этой теме
меня удивила его фраза:
***Я стараюсь через душевную оболочку двигать ум к сердцу...при молчании разума...использую катализаторы чувств, стараюсь держать чувства(любовь радость или на крайний случай мир)...чувства приближают ум к сердцу...***

Возможно, я не правильно понял Мирнеранника, но из этой фразы выходит, что он прикладывает усилия к продвижению ума в сердце, подкрепляя еще вопросами:
***Опишите как ум соединяется с сердцем...что есть сердце(как ВЫ его чувствуете)...и как это СЛУШАТЬ сердце..***

Сразу вспомнились предостережения отцов:

1.   Архиеп. Антоний:
***Что касается соединения ума с сердцем, то, как уже пояснялось, сама благодать вводит в сердце молящийся ум. И бывает это в надлежащее время, не прежде того, как сердце очистится от страстей.
           Не напрягайся переходить вниманием в сердце, это возможно лишь при делании молитвы умно-сердечной, когда сердце молится вместе с умом. Об этом сказано будет в свое время, сейчас же запомни одно: из области органа слова вниманием никуда не отклоняйся во все время молитвы умной..
          Сказано святыми отцами, что путь вхождения в сердце указывает Сам Господь и что бывает это не ранее очищения сердца, - Сам Господь вводит в сердце ум, внимающий молитве, и с молитвой Сам Господь входит в сердце, так как имя Господа неразлучно с Самим Господом. Да не дерзнет человек прежде очищения изобретать самодеятельно пути ко вхождению в сердце. Посрамится
.***

2.   Игнатий Брянчанинов:
****При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, при чем ум действует сло¬вами, произносимыми одною мыслию или с участием голо¬са, а дух действует чувством умиления или плача. Соедине¬ние даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух не¬пременно ошутит умиление. Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова ум употребляется слово голова»
            Не только всякое грехов¬ное чувствование и всякий греховный помысл, но и все ес¬тественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тон¬ки и замаскированы мнимою праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу.
***

3.   Феофан:
***Молитва духовная не зависит от телесного какого—либо напряжения, как например, натиска вниманием к сердцу,  или стеснения дыхания и подобное. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа, и затем, предав себя всего Господу, и одушевляясь верою и упованием, обращать к Нему молитву свою просто, по детски. Чувства при сем, ка¬кие Бог пошлет, теми и довольствоваться. Дело духовное — не в восторгах: самое лучшее его проявление есть «дух сокру¬шен, сердце сокрушенно и смиренно***

Далее меня удивило старание Мирнестранника  «держать чувства (любовь, радость, мир)», что я понял, как старание держать то, что даруется Господом молящемуся по благодати. Благодать не соблюдается стараниями. Она даруется по милости Господа.
 
Мирнестранник сам писал, что познал, что такое истинная любовь ко всем и не может не видеть разницы между тем, что было даровано на время и тем, что он старается держать своими усилиями. Радость, мир также даруются Господом. Это плоды покаянной молитвы, а не исходная позиция для покаяния. Согласен, что покаяние  – это не односторонеее самоуничижение, как могло показаться из моих сильно сокращенных фраз. Покаяние начинается с такого дара Господа, как видение грехов, которое переходит в плач и сокрушение, раскаяние, и затем радость очищения от греха. Поэтому покаяние – это дары Господа, включающие радость. Феофан называет это радостотворным плачем:
***Наконец-то, — говорите, — поняла я, что есть радостотворный плачь, или радосто—печалие, и решаетесь развивать в сердце сильнейшее и сильнейшее сокрушение». Се добре, и предобре! Бог благословит! Однакоже, ведайте, что это ра¬достопечалие подается, а не приобретается. Состояние это похоже на то, какое испытываем, увидавшись с родными после долгий разлуки: и радостно, и жалостливо, — слезы те¬кут. Радостопечалие бывает, когда Господь свидится с душою и душа с Господом. От Св. причастия можно того ожидать. И бывает. Увидьте из сего, что сокрушение надо развивать, но оно не есть радостопечалие, а пролагает к нему путь. Радостопечалие подает Господь душе, а Господь в действиях Своих ничем не вяжется***

О внимании, благоговении и страхе:
1. Игнатий:
[«Начинать делание молитвы Иисусовой надо сначала, а не с середины, и не с конца. Начинают с середины те, которые без всякого 
приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, что¬бы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»

В другом месте Еп. Игнатий пишет, что «от всякого невер¬ного шага, от всякой ошибки или обмана и прелести от вся¬кого ложного, нездорового чувства в начале делания молит¬вы Иисусовой спасает одно — покаяние или плач."

2. Феофан:

***«Страх Божий - главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, все по-своему устрояет в душе... От страха Божия - первое чадо - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно... Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и суде... К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит, и самое сокровенное. Сие сознание - с памятию смертною - неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю.»***

Вот всего лишь это я и повторил своими беглыми фразами. Под словом "забыть" я имел ввиду "не ожидать даров от Господа". Умственная инстанция - термин Феофана (уже не буду подкреплять цитатами):

 ***забудьте о соединении ума с сердцем, не ищите соединения ума, радости и любви. Ожидание даров и увлечение состояниями, прислушивание к ним и месту молитвы - все это есть умственная инстанция, которую надо преодолеть, отрешиться от нее и пойти вслед за молитвой. Добавлю немного пурги: от вас требуется покаяние, благоговение и страх, но не радость и любовь. Держите покаяние, а радость сама придет. Держите ум свой в сточной канализации, плачьте, тогда духом вас поведет к сердцу, а не наооборот.  Только вот, что такое покаяние у нас с вами разная пурга.
Все старание приложите к покаянию, только оно очищает и готовит пути Господу
. ***

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #37 : 21 Март 2012, 17:12:12 »
Даже если очень не хочется.
Да почему же не хочется...очень хочется...но не дал мне покаянного чувства Господь...и любая моя попытка посокрушаться заканчивается провалом в уныние, осуждение и гнев...
Я тут хронически завидую всем местным плаксам :-)... ... ...и неместным то же...у св.Григория Палама был дар непрестанных слёз...

Нет эта атака телесной энергией не связана с грехом...думаю что я упустил из виду отношение к проявлениям телесной энергии...я обычно просто игнорил их...и они быстро проходили...а тут...убоялся что ли :-)...маленький страх придал большие силы бесу...и он всё это устраивает...
Впрочем сегодня почти ничего не было...я возбновил сознательное игнорирование...

Вообще это моя задача...научиться уходить умом от телесного к душевному и духовному...

Совсем недавно понял одну важную вещь...
Раньше когда я согрешал чем то серьёзным то это приводило душу в состояние сокрушения...а дальше по отработанной схеме уныние, осуждение и гнев...
Недавно обнаружив что я сам себя загоняю в уныние...а толку от этого никакого...перестал сокрушаться...просто ограничиваясь пониманием разумом что сотворил зло...и таким образом избежал уныния и классической помойки в душе...
Решил для себя что не важно...КАК я осознаю\чувствоваю грех...важно КАК я справляюсь со страстью...а для того что бы справляться необходимо покаяние...отвращение ко греху...прочувстованное каждой клеткой отвращение, смрад...а это даруется Богом...остаётся только надеяться и ждать...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #38 : 21 Март 2012, 17:18:10 »
..и молиться о прощении и даровании дара покаяния. если не сдрейфишь

если честно я пока дрейфю
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #39 : 21 Март 2012, 17:25:05 »
интересно, что в с.о. учении различают этап начального страха - страх наемника, работающего Богу-Судье из страха будущего наказания, с желанием избегнуть осуждения. И этап, где последующий страх - как благоговейный трепет пред Ним, от нежелания оскорбить Бога. Во втором явно видно "ростки любви", в первом - не вижу. Но при том речь шла именно о двух этапах, хотя имхо из положения наемника не вижу переход к благоговению и трепету.
Чёт я ничё не понял :-)...напишу наобум тада :-)...
Сначала СОСТОЯНИЕ раба...раб боится наказания...но и здесь есть место любви...и даже думаю без любви к Хозяину даже раб неполноценен...раб боится наказания но любит Хозяина по тому что знает что Он учит хорошему...
Наёмник работает за плату...в этой жизни и в будущей...по тому что знает КАКАЯ она, зарплата :-)...и конечно же любит Хозяина...за его деньги :-)...
Ну про сына и говорить ненада...все и так всё знают :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #40 : 21 Март 2012, 17:26:35 »
А есть еще ДРУГ
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #41 : 21 Март 2012, 17:26:56 »
..и молиться о прощении и даровании дара покаяния. если не сдрейфишь

если честно я пока дрейфю
:-)...ну...я стараюсь не рулить Богом :-)...Слава Богу за всё...т.е. вообще за всё :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #42 : 21 Март 2012, 17:27:32 »
А есть еще ДРУГ
Поясните...опишите...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #43 : 21 Март 2012, 17:29:54 »
А есть еще ДРУГ
Поясните...опишите...
ну, можно быть сыном по родству но при этом чужим, а можно быть другом.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Разная пурга
« Ответ #44 : 21 Март 2012, 17:47:15 »
Только вот, что такое покаяние у нас с вами разная пурга.
Все старание приложите к покаянию, только оно очищает и готовит пути Господу. Простите за пургу.
Neovit, мы с mirnestranik'ом не раз обсуждали это повествование из Древнего Патерика,
о двух равночестных покаяниях.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2332.msg66151#msg66151
Что скажете по этому поводу?


Покаянная радость или радость покаяния?


Возможно, и можно сказать, что есть два образа покаяния – сокрушение и радость.
Но рассматривать покаяние только, как радость или только, как сокрушение с плачем, вряд ли верно.
Что от Господа, то всегда антиномично, то есть покание – это и сокрушение и радость в единстве.

Покаяние – перемена. Только от чего к чему?

Первое, что приходит на ум, это перемена от ветхого человека к новому. Но как держать покаяние в молитве на разных ее этапах? И можем ли мы держать покаяние, если это дар Господа?
Когда сердце и ум не очищены, то Господь обильно показывает  грехи по смирению нашему. Когда же ум предочищен (слегка очищен), то смирение заменяется самомнением и грехи становятся видны все слабее. Наступает момент, когда ум начинает услаждаться молитвой без видения грехов и покаяния. Как тогда держать покаяние?

Прельщенный самомнением ум выбирает образ покаяния радостью и останавливается в поиске Бога. Искать Бога – это просить его даровать зрение грехов и покаяние. Искать Бога – просить его открыть самомнение (гордостную самость). Искать Бога – это изменить направление ума от услаждения молитвой в себе, от анализа своих достижений к полному перевороту в направлении устремления ума от себя к Богу. И как только обнаруживается возврат ума к себе, к своему состоянию, чувствам, воспоминаниям, впечатлениям, всему, что о себе и для себя, сразу же отсекать и направлять от себя в сторону к Богу. Это и есть держание покаяния в молитве.

Покаяние – устремление ума к Богу. Исходной позицией для такой перемены является смирение до ничто. Как только появляется что-то, например, памятование о том, что я уже целый год или 15 лет тружусь в молитве, или 2 года сижу на форуме, или что я познал истинную любовь, или молитва опустилась в сердце, что я стал монахом, отрекся от мира и т.д. – все эти самостные ценности привязывают стрелку ума и не дают ему повернуться в сторону Господа. Потому что гордыня – это и есть мнение, что я есть что-то сам по себе и могу без Господа. А покаяние – это уничтожение гордыни. Это процесс непрестанного усилия в повороте вектора устремлений ума от себя к Богу.