Исихазм

Автор Тема: Ловушки для ума  (Прочитано 28049 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #90 : 23 Март 2012, 01:42:47 »
антиномии

прилагая это к Вашим рассуждениям о покаянии...выходить что мы устремляемся к Богу не стремясь к нему...и если мы стремимся к Богу то не устремляемся к нему...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #91 : 23 Март 2012, 09:56:07 »
Апостол говорит радуйтесь, говорит и "непрестанно молитесь", а Христос говорит "будьте совершенны".  Может тогда начнем молитву с непрестанной молитвы, а покаяние - с радости и совершенства?
Радость, к которой призывает апостол, нужна в общении с людьми...

Никак концы не сходятся из-за страстного желания задвинуть радость подальше. И ум подыгрывает страсти. И все для того, чтобы удерживалась и разрасталась сила адской тоски в душах людей, исповедующих слоган "нам осталось одно покаяние".

Радость противопоставляется смирению и сокрушению. Здесь основной подлог лукавого. Это не так. Точнее, это так в испорченных сердцах и испорченных умах. И кто делает такое противопоставление, явно или неявно, заявляет, что не знает ни (истинной) радости, ни (истинного) смирения и сокрушения. Такие, вообще, по умолчанию считают, что смиряться можно по-человечески, хотя истинное смирение - дар Божий. Такой же дар от Бога, как и истинная радость.

Противопоставления нет. Радость может быть покаянной и смиренной, а смирение (и покаяние, и сокрушение) радостным. Радостными могут быть слезы.

И важное. Радости противостоит не смирение, а горевание, уныние, печаль и тоска. И все, кто проповедует словом и жизнью, что радость - вещь опасная, а надо смиряться и каяться, ведут себя, как УГ. И к Богу относятся, как УГ. И к людям относятся, как УГ. Потому что, отказавшись от света радости, принимают в себя всю темноту уныния, тоски и привязанного к ним осуждения. Делают благочестивый вид, ходят с постными физиономиями и гнобят любые проявления духовного радования.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #92 : 23 Март 2012, 10:24:24 »
А то я уж начала думать - вот ведь какая бесовка, радуюсь когда плакать надо.

А вообще отказываться от вкусного подарка глупо. Такчто я лучше порадуюсь и поплачу, все вместо конечно )))
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #93 : 23 Март 2012, 10:49:45 »
Апостол говорит радуйтесь, говорит и "непрестанно молитесь", а Христос говорит "будьте совершенны".  Может тогда начнем молитву с непрестанной молитвы, а покаяние - с радости и совершенства?
Радость, к которой призывает апостол, нужна в общении с людьми...

Никак концы не сходятся из-за страстного желания задвинуть радость подальше. И ум подыгрывает страсти. И все для того, чтобы удерживалась и разрасталась сила адской тоски в душах людей, исповедующих слоган "нам осталось одно покаяние".

Радость противопоставляется смирению и сокрушению. Здесь основной подлог лукавого. Это не так. Точнее, это так в испорченных сердцах и испорченных умах. И кто делает такое противопоставление, явно или неявно, заявляет, что не знает ни (истинной) радости, ни (истинного) смирения и сокрушения. Такие, вообще, по умолчанию считают, что смиряться можно по-человечески, хотя истинное смирение - дар Божий. Такой же дар от Бога, как и истинная радость.

Противопоставления нет. Радость может быть покаянной и смиренной, а смирение (и покаяние, и сокрушение) радостным. Радостными могут быть слезы.

И важное. Радости противостоит не смирение, а горевание, уныние, печаль и тоска. И все, кто проповедует словом и жизнью, что радость - вещь опасная, а надо смиряться и каяться, ведут себя, как УГ. И к Богу относятся, как УГ. И к людям относятся, как УГ. Потому что, отказавшись от света радости, принимают в себя всю темноту уныния, тоски и привязанного к ним осуждения. Делают благочестивый вид, ходят с постными физиономиями и гнобят любые проявления духовного радования.
Хорошо, что вы свели концы с концами и вернули радость к тому, с чего я и начал, сказав:
Покаяние есть единство радости и сокрушения.

К тому и завел разговор, что приведено было на форуме два образа покаяния - один сокрушением, а второй радостью и рассматривались они, как равнозначные, но не в единстве. Мне же показалось, что это было ошибочным перекосом либо в одну сторону, либо в другую и примеры привел, как одно приводит к угрюмости, а другое к беспечности. А то, что я больше говорю о сокрушении и плаче, так это к тому, чтобы радуясь не забывать о печали и сокрушении.
 
Только почему-то вы ополчились на меня как на противника радости и даже ярлык какой-то повесили - УГ?
Впрочем не я один. Наверно, и Лествичник тоже был УГ, когда писал главу о покаянии.

Братья не печальтесь, не сокрушайтесь, радуйтесь во Господе!
"Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить".

И простите меня грешного, если соблазнил кого на покаяние без радости.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #94 : 23 Март 2012, 10:56:36 »
... Когда Господь дает познать блаженную радость в молитве, сопряженной со слезами умиления, когда Господь дает познать любовь Христову в сердце, то после таких даров, понимаешь, что после ухода благодати место ее краткого пребывания в сердце сначала остается пустым и очищенным, а потом быстро заполняется семью бесами хуже прежних. Вместо любви сердце заполняется себялюбием, а вместо радости - весельем и мнением об избранности своей.
Извиняюсь, могу ошибаться. Но это необходимый процесс, плакать по которому совсем не стоит. Иначе не понять что такое благодатное состояние и что такое обычное мирское осуечение. И только таким образом возможно выявить что такое в себе себялюбие, что такое уныние, что такое страсть вообще и что такое мир сердца. И как они связаны. Без благодати это невозможно. Не понять нечистот своих. И тут радоваться надо, что так происходит. И идти дальше. Путь становится виден. Не скорбеть нужно (имхо) что благодать отошла, и не рыдать о том что покинула. А радоваться что грехи показала и молиться с просьбой и благодарностью.

Потому и спрашиваю - не рано ли радоваться? Как хорошо подметил Александр, радоваться будем не пролитым слезам, данным в утешение, а скорбям, данным во спасение, когда Господь удостоит их.
И еще имхо - не стоит путать скорби (что естественно и нормально) с проявлениями страсти. Это вещи разные. Иногда мне кажеться что это валят в одну кучу. Записывая тоже уныние, например, или нытье неудовлетворенных желаний с тоской, в скорби. Радоваться никогда не рано. Учиться и принимать все как есть - вот и часть смирения. Сама собой случающаяся. Перестал понимать пафос вокруг слов "смрение", "покаяние" и т.п. К чему он? Когда он от высоты парения ума идет.Все ведь очень просто. Я так понимаю. Возможно что не правильно понмаю. Сорри.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Тоний

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #95 : 23 Март 2012, 11:18:14 »
Радость может быть покаянной и смиренной, а смирение (и покаяние, и сокрушение) радостным. Радостными могут быть слезы.

   К вопросу радостопечалия. На днях положительное впечатление произвела статья по адресу http://sophrony.narod.ru/ignsof1.htm

   

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #96 : 23 Март 2012, 11:23:07 »
А то, что я больше говорю о сокрушении и плаче, так это к тому, чтобы радуясь не забывать о печали и сокрушении.

За много лет я не видел и не слышал ни одного православного, кто от радости забыл бы о "печали и сокрушении". Зато всех хлебом не корми - дай поговорить о необходимости "печали и сокрушения", "великого плача". И об опасности радости. Впрочем, тут как в анекдоте: "все друг друга посылают, но почему-то никто никуда не идет". Только мозги друг другу  компостируют. С великой печалью и сокрушением.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #97 : 23 Март 2012, 11:46:26 »
УГ - это не ярлык, который вешается на участников форума. Прошу прощения, если так воспринято. УГ - это название разъедающего и убивающего жизнь принципа унылого и осуждающего отношения. Эта зараза, которая растворена в крови немалого числа православных. И эта зараза выдается за нечто великое: смирение, покаяние, послушание. 

И еще раз. Не покаяние - УГ, а унылое, безрадостное покаяние - УГ.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Ловушки для ума
« Ответ #98 : 23 Март 2012, 12:01:06 »
К тому и завел разговор, что приведено было на форуме два образа покаяния - один сокрушением, а второй радостью и рассматривались они, как равнозначные, но не в единстве. Мне же показалось, что это было ошибочным перекосом либо в одну сторону, либо в другую и примеры привел, как одно приводит к угрюмости, а другое к беспечности. А то, что я больше говорю о сокрушении и плаче, так это к тому, чтобы радуясь не забывать о печали и сокрушении.

Желание самостоятельно (силой рассуждения, либо волей, чувствами) уравновесить в себе  то, что даровано свыше – очередная ловушка для ума… Перекосы случаются, когда мы «подыгрываем» этим состояниям, даже тогда, когда от них и не остается следа. А проживание – оно всегда гармонично и происходит без анализа своего состояния… Подобный анализ, как мне кажется,  – это уже результат работы ума, сбегающего в привычную ловушку – «все держать под контролем».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #99 : 23 Март 2012, 12:12:09 »
Радость может быть покаянной и смиренной, а смирение (и покаяние, и сокрушение) радостным. Радостными могут быть слезы.
   К вопросу радостопечалия. На днях положительное впечатление произвела статья по адресу http://sophrony.narod.ru/ignsof1.htm

Выверенная статья, мягкая и интеллигентная... Что означает, ее услышат (точнее, услышали) очень немногие. Надо помнить, что сейчас востребованным остается или православный трэш-гламур  (типа фильма "Остров" и книги "Несвятые святые"), или жесткие выкрики по типу: вот ужо я вам задам.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #100 : 23 Март 2012, 14:14:58 »
Как понимаю, дух внешнего "унылого постномордого окаянства" проник в нашу Церковь уже в середине 15 века, во времена после Рублева. И прижился.

 Да еще греки (арх Нектарий Мулациотис и арх Георгий Капсанис, например) пишут о том, что схожие процессы происходили и в греческой церкви – от "латинян" якобы...хотя понятно, от какого врага этот дух.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #101 : 23 Март 2012, 14:33:25 »
Как понимаю, дух внешнего "унылого постномордого окаянства" проник в нашу Церковь уже в середине 15 века, во времена после Рублева. И прижился.

 Да еще греки (арх Нектарий Мулациотис и арх Георгий Капсанис, например) пишут о том, что схожие процессы происходили и в греческой церкви – от "латинян" якобы...хотя понятно, от какого врага этот дух.

Интересно, что дух "унылого постномордного окаянства" действует двояко: внешних людей он отталкивает от Церкви, но если человек все-таки переступает порог Церкви, то этот дух подстерегает его первым. И мало кто сумел избежать его власти. Этот дух умеет высасывать силы из человека и либо превращать его в церковного "зомби", либо просто вышвыривать за церковную ограду.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #102 : 23 Март 2012, 14:39:15 »
Покаяние прежде всего радует Бога, Его Божественная личность исполняется неизреченной радости и принятием к кающемуся. Так, что нерадивый наёмник снова становиться для Него сыном. Радуются сонмы ангелов и святых, ликуют и веселятся. Пиршествуют на таинстве встречи души и Бога. «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).

Для покаяния нужно осознать свой грех, принять семя евангельского слова, и нужно обратиться у Богу и отстраниться от творимого греха. А уже что кому нужно, тот сам решает, или плач, или скорбь - а может и радость с ликованием. Но нужно чётко понимать, что если было покаяние, а радость не пришла, то слёзы были напрасными и покаяние не приято, небесный Отец не принял сына, не порадовался за него. Если человек не радуется, то значит он и не каялся.

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою»(Мф. 6, 16).

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #103 : 23 Март 2012, 15:16:27 »
Но чаще покаяние приносится перед родовыми, языческими или институциональными (корпоративными) силами. И, конечно, эти силы  воспринимаются "божественными". Т.о. личные силы и силы группы вливаются в бОльшие общественные резервуары.
Александр, вы часто говорите об опасности корпаративности, о корпаративной самости, о покаянии корпаративным силам. Такое впечатление, что вы сколачиваете корпарацию противостояния корпаративным силам.

С кем вы боритесь? С какой корпарацией?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ловушки для ума
« Ответ #104 : 23 Март 2012, 15:53:25 »
Впечатления обманчивы. Какое противостояние, где именно Вы его нашли? Видение родовых и корпоративных грехов относится к дару различения духов. А корпоративным противостоянием занимаются конфессии, альтернативные церкви и различные оппозиционные группировки. Вот темы по родовым (корпоративным) грехам: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2082.0 и http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2112.0 Читайте.