Новиков рано о молитве стал писать. Много цитирует отцов, но так как стаж молитвенный маловат, подборки делает не рассчитанные на современного читателя. Уверен, читая отцов самостоятельно, больше пользы будет, чем через призму книг Новикова. Помоги ему Бог и Матерь Божия спасти душу и всем спастись.
Сергей Михайлов! Молитвенный стаж у Новикова побольше вашего - он молится Иисусовой молитвой более сорока лет. А теперь я отвечу на ваше недоумение выдержками из писем Новикова Н.М. за несколько лет, в которых он объясняет почему много цитирует отцов:
"Про мои книги Вы точно заметили, это и есть моя задача – как можно проще и понятнее изложить и донести людям святоотеческие мысли. Намеренно стараюсь самые сложные вещи перевести с языка богословско-ученого на простой «человеческий». По-моему это именно то, что людям и нужно. Хотя, конечно, не всё хорошо получается пока. Но знаете, не всем это нравится. Пишут некоторые читатели, что у меня есть недостаточно точные богословские выражения, иногда даже упрекают, что это не похоже на отеческое учение. Ну, что тут скажешь? Во-первых, я и не собирался никогда богословием заниматься, оно и не нужно моим читателям. У меня чисто аскетические вопросы рассматриваются, с тем, чтобы люди ПРАКТИЧЕСКУЮ пользу могли получить. А главное, чтобы всем доступно и понятно было. А упреки часто исходят от людей поверхностных не серьезных, иначе могли бы разглядеть мои ссылки на отцов, которые подтверждают все пункты того, о чем я пишу. Можно, конечно, было бы после каждого абзаца давать ряд цитат из отцов для подтверждения. Но ведь такую книгу невозможно читать будет. Обычно это упреки от тех людей, которые, не молитве всю жизнь отдают, а любят порассуждать о молитве, «побогословствовать», «пофилософствовать». Они любят сыпать цитатами из св. отцов толковать их по всякому и спорить. Но разве можно правильно понять писания святых, если твой ум не в молитву погружен, не в ней весь день плавает, а погружен в интернет и плавает на всяких форумах? Но все-таки думаю, что в следующей книге (я сейчас над 4-м томом работаю) надо по каждому ключевому моменту давать цитаты, чтобы всё обосновать, чтобы видно было, что нет отсебятины. Хотя это сильно книгу перегрузит, загромоздит и читать будет труднее (письмо май 2016 г.)".
"Я происхожу из семьи и среды людей неверующих, не был крещен, интересовался духовностью, но не православной. И каким-то чудом около 40 лет назад Господь вдруг Сам взял да и привел меня (уже взрослого) к вере, молитве, крещению. Как всё это произошло я и сам толком не понял. Думаю, кто-то из предков с того света меня вымолил. Духовники были разные, потом о. Кирилл (Павлов) направил меня к духовнику Данилова мон-ря архим. Даниилу (Воронину). С тех пор (около 20 лет) у него и окормляюсь (письмо июнь 2016 г.)".
"Дочке 37-й год, 20-летний монастырский опыт, но внутреннего делания и она не нашла в наших обителях, даже на Валааме, даже в знаменитом скиту Всех Святых у схиигум. Серафима. А потому и оказалась сейчас в женском монастыре на Кипре. Там жива еще настоящая древняя традиция, та же, что на Афоне, есть настоящие старцы высокого подвига и старицы святой жизни (июль 2016 г.)".