Исихазм

Автор Тема: У порога  (Прочитано 19714 раз)

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #30 : 15 Июль 2009, 12:11:15 »
Индульгирование понимаю как неадекватную реакцию на повышенную энергию. Например, Рамакришна, падающий в самадхи, вместо того, чтобы остаться в сознании - "индульгентщик".
Прелесть же - ложная интерпретация высокой энергии, связанная в основном с неотработками в человеческой самости и с присваиванием себе "заслуг", забывая, что Господь эту энергию подаёт.
Ну раз уж это не оффтоп :)...

Мне показалось не совсем точным в Вашем определении "повышенная энергия". Индульгирование не обязательно связано с чем-то таким. В общем случае — это потокание себе, когда своим переживанием предаётся очень большое значение. Как техническая аналогия — какая-нибудь неустойчивая система, которая от небольшого внешнего воздействия, усиливая его изнутри, приходит к резонансу.

Индульгировать можно в чём угодно: от головной боли до влюблённости. Параллель с прелестью начинается как мне кажется в тот момент, когда человек индульгирует в каком-то своём духовном переживании. Или предаётся размышлениям, расскладывая для себя всё по полочкам — это будет индульгирование в понимании.

В случае переживания "порога безмолвия", индульгирование начинается с вопроса "можно ли вообще этому порогу доверять?" Т.е например рассматривать этот порог как некую веху на пути, как некое важное достижение. В этом смысле, то что Александр называет "не принимать и не отвергать" - это означает не индульгировать. Относится бесстрастно, не позволять себе очаровываться своими переживаниями. Очаровние своими переживаниями, переживание их важности и истинности — так мне видится и прелесть.

Хотя я вот сейчас ещё раз посмотрел к гугле: впасть в прелесть определяется в общем случае как обмануться. И в Вашем определении тоже "ложная интерпретация". В таком ключе вроде бы совсем разные понятия, потому что индульгирование — это потокание "самости", саморефлексия, усиление, но не обязательно обман. Преувеличение скорее. Делание из мухи слона.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #31 : 15 Июль 2009, 14:04:20 »
 Aniks, речь идет не об "определениях", а о том как справляться с повышенными энергиями, с которыми неизбежно сталкивается человек на подступах "к порогу".

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #32 : 15 Июль 2009, 14:28:53 »
Можно пояснить, что такое "повышенные энергии" в системе координат исихазма?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #33 : 15 Июль 2009, 17:48:13 »
Можно пояснить, что такое "повышенные энергии" в системе координат исихазма?

  Весьма своевременный вопрос, Hors.
Просим к "барьеру" тех,кто тут затеял свалку с повышенными энергиями.
Люди требуют разъяснений. :?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #34 : 15 Июль 2009, 19:26:45 »
Можно пояснить, что такое "повышенные энергии" в системе координат исихазма?
Весьма своевременный вопрос, Hors.
Просим к "барьеру" тех,кто тут затеял свалку с повышенными энергиями.
Никакой свалки.
Увидьте простую разницу состояний между созерцанием, скажем, заката и опаздыванием к нужной встрече. Во втором случае выделившийся адреналин помогает извлечь запасы энергии из своего же тела. Это и есть то, что я назвал повышенной энергией, и она, как видно, вовсе не в системе координат Исихазма.

Когда ум приближается к описанному Антикваром порогу, в нём возникает страх от неизвестности для ума безмолвного состояния, из-за которого выделяется тот же самый адреналин (я-то, правда, про себя называю его "дурным"). Этот дурной адреналин можно использовать на усиление молитвы, т.е. заставить ум замолчать силой воли, а можно "проиндульгировать" и уплыть в так наз. духовные или, даже, чувственные фантазии, или просто прекратить молитву и заняться кипучей деятельностью, чтобы этот адреналин выработать.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #35 : 15 Июль 2009, 19:55:08 »
...Речь о том, что когда разберешься о чем говорится, то понимаешь что говорится о чем-то прелестном... Поэтому и хочется иногда чтобы вы сами заговорили на понятном всем православным языке, потому что эти ощущения чуждости могут происходить и от сложности ваших выражений....Человеческая тотальность - вы имели ввиду человеческую целостность? Или всеобщность? Кстати когда заглянул в словарь, то обнаружил что мое понимание тотальности не соотвествует определению :) Но думаю что у многих оно еще и ассоциируется с подавлением, то есть подавляющая целостность. Иностранные слова вообще размывают смысл.  Исходя из этих терминов и получается ум - главарем ситуации.
Я в целом согласен с Вами, юнга, и буду следить за своим языком. "Тотальность" же употребил, потому что не понимаю и не принимаю попытки разных доктрин, к сожалению, и включая сюда православную схему трёхчастного человека, описать невероятную сложность его, и подверженость его разных составляющих действию противоположных иногда сил.

Речь шла не о "распоряжении" благодатью, а о том, что надо делиться с другими своей любовью, которая нам отпускается Господом. Никто без Него не в состоянии любить.  Вы знаете из предыдущего поста можно было сделать и не такой вывод . Впрочем даже не вы об этом говорили, но видите зацепило... Прошу прощения, если так.
По-моему, в посте mehj довольно прозрачно сказано о любви.
Цитировать
Здесь скорее подходит такое изречение: "хочешь делать добро - стучись во все двери, для Любящего  же все двери открыты."
По поводу зацепило или нет - я согласился с mehj oднозначно, несмотря на верно отмеченный Вами нью-эйджевский жаргон.
Ну что ж, давайте очищать наш язык вместе. Нет возражений. Будем смотреть внимательно, чтобы прелестные состояния не скрывались за "высокоумием" их описания.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #36 : 15 Июль 2009, 20:08:29 »
 Я думаю то, что Антиквар называет "порогом ", не есть порог. Как я поняла, есть такое внутреннее состояние, когда ты чувствуешь что внутренность наполнена молитвой, и ты даже знаешь что это за молитва(может быть Иисусова, но не обязательно)-молитвой безсловесной, но чувствуемой;  маленькое усилие внимания при приближении к ней, или к пожеланию слиться умом с ней,(что есть неправильно) кончается обломом:  или выходом наружу в словесную (мысленную) молитву, которая и забивает тот безмолвный росточек своим "ором"(как бывало со мной), или же как Леонид говорит, ум начинает индульгировать, что может выражаться в вопросе самому себе-"неужели это что-то, есть во мне?"... или что-то другое...Все- полнейший ступор...и откат назад.
 До порога (настоящего) еще далеко. Это просто идет работа, преобразование внутреннего на безмолвный молитвенный лад,..приближающий к памятованию Божьему. Это еще не вхождение в безмолвие...и даже не у порога.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #37 : 15 Июль 2009, 20:37:17 »
До порога (настоящего) еще далеко. Это просто идет работа, преобразование внутреннего на безмолвный молитвенный лад,..приближающий к памятованию Божьему. Это еще не вхождение в безмолвие...и даже не у порога.
Не верю в пороги

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #38 : 15 Июль 2009, 20:43:06 »
До порога (настоящего) еще далеко. Это просто идет работа, преобразование внутреннего на безмолвный молитвенный лад,..приближающий к памятованию Божьему. Это еще не вхождение в безмолвие...и даже не у порога.
Не верю в пороги

  И  правильно делаете. Но уж если Антиквар назвал этот молитвенный этап "порогом", то мы и последовали этому слову, сама не знаю почему. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #39 : 15 Июль 2009, 20:54:51 »
Повторюсь, я слово "порог" использовал весьма условно, поскольку подобрать точное слово мне в данном случае затруднительно.
На слове "порог" я вовсе не настаиваю.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #40 : 15 Июль 2009, 21:08:28 »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #41 : 15 Июль 2009, 21:19:20 »
Да, задело немного... Хорошо, не порог, а рубеж или как там вы еще назовете...Ну не может быть никакого порога, я в это не верю и не то что не хочу верить, но не знаю насколько вообще слово "порог" уместно в контексте богообщения...
Православие - оно ведь не только ортодоксально, оно и ортогенично. А значит непроецируемо на "пороги" (nonprojectible) или вообще на что-либо из области "determineable" (sorry about my crazy english).

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #42 : 15 Июль 2009, 21:32:18 »
Ну не может быть никакого порога, я в это не верю и не то что не хочу верить, но не знаю насколько вообще слово "порог" уместно в контексте богообщения...
Православие - оно ведь не только...
Юрий, мы тут говорили не о Православии вообще, а об ощущениях конкретного нашего молитвенного "страдальца" Антиквара, под которыми и аз, многогрешный, готов подписаться.
В простонародной речи эти являения при молитве выглядят как: Грехи в рай не пускают.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #43 : 16 Июль 2009, 00:09:17 »
Я думаю то, что Антиквар называет "порогом ", не есть порог.

... до порога (настоящего) еще далеко. Это просто идет работа, преобразование внутреннего на безмолвный молитвенный лад,..приближающий к памятованию Божьему. Это еще не вхождение в безмолвие...и даже не у порога.

А я чем больше вдумываюсь в это слово, тем больше оно начинает звучать определенным смыслом. Порог – граница, то, что находиться на стыке, в месте разреза. И не обязательно  это должен быть тот, «настоящий» порог, хотя это тоже имеет место быть. Ведь работа по «преобразованию внутреннего» включает в себя переход из одного состояния в другое. Все чувственные (страстные) и мысленные формы, что мы в себе несем, имеют границы. Значит, приходит время когда-то пересечь границу привычного «прокручивания» одного и того же стиля поведения, одной и той же мысли – выйти за порог. Дальше раскрывается следующее ограничивающая нас чувственная форма и нужно опять преодолевать порог. Ну а главное во всем этом движение, стремление к центру, к сердцу.

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: У порога
« Ответ #44 : 16 Июль 2009, 07:13:43 »
Антиквар,
Умным деланием я не занимаюсь, однако, мне кажется немного знакомым то, что вы рассказываете, и есть некоторые соображения. Нечто подобное, хотя и иное, я тоже встречал в личном опыте. Не уходя от темы в описание деталей тех опытов, попытаюсь тезисно сказать о "порогах".
При пороговых ощущениях думаешь: что это за новая стадия? Хорошо бы она приближала к Царствию Небесному или даже являлась. Но может быть это движение в другом направлении? Как определить, как проверить?
И тут, по-моему, может быть предложен такой тест. А родились ли мы от воды и Духа? Я что-то в последнее время часто про одно и то же про это место упоминаю, но ведь действительно важный момент. Переродились? Если да, то необходимое (но не достаточное) условие выполнено. Если же нет, значит вроде как принципиально не можем войти в Царствие Небесное, закрыта эта возможность. А все то, что выглядит похоже - это, увы, "ложняки".
(Терминология рождения вероятно весьма важна и ее не следует заменять расшифровкой. Понимать же я думаю можно в таком направлении. От воды - значит наследуя чистоте, то есть тут тема освобождения от грехов во всем ее большом объеме. Это выходит указание по прошлому. А от Духа - значит уже указание по поводу всего нового: поступать в русле главных заповедей.)